Автор: Хаим Донин. Быть евреем Категория: традиции
Дата публикации Просмотров: 863
Печать

Еврей, который поднял руку на другого еврея (даже если удара не последовало), нарушил завет Торы: «Если заслужил побои виновный, то судья пусть прикажет... бить его... смотря по вине его...» (Дварим, 25:2). То есть наказание вправе назначать только суд, самоличная расправа запрещена. Но если человек оказался жертвой нападения, он может и должен защитить себя и своих спутников.

 

Еврейский народ с самого момента своего возникновения жил по законам, запрещающим мошенническую торговлю и лихоимство, — задолго до того, как подобные законы были введены в странах Запада. Тора говорит: «Да не будет у тебя... двух гирь — большей и меньшей... Гиря полновесная и верная должна быть у тебя...» (Дварим, 25:13,15). Талмуд обязывает владельцев лавок «протирать гири раз в неделю и очищать чаши весов после каждого взвешивания» (Бава батра, 88а). Все, что способствует нечестной торговле и неэтичному отношению к конкурентам, запрещается.

«Даров не принимай, ибо они ослепляют зрячих и извращают слова правых» (Шмот, 23:8).

«...По правде суди ближнего своего» (Вайикра, 19:15). Эта заповедь обязывает нас судить о людях беспристрастно, по делам их, и ставить под сомнение их вину, особенно в случаях, когда до совершения проступка обвиняемый был безупречен. Даже если вина доказана, нужно искать смягчающие обстоятельства.

Если вы видите, что человек сбивается с пути, ваш долг помочь ближнему и попытаться возвратить его к праведной жизни: «...увещевай ближнего своего...» (Вайикра, 19:17). Еврей не может сказать, что это его не касается. Но делать это нужно в тактичной форме, не обижая человека.

Тора велит увещевать всякого, в отношении кого есть хоть малейшая надежда на исправление. Если же вы уверены, что на ваши слова не обратят внимания, лучше промолчать. «Не обличай кощунствующего, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Мишлей, 9:8).