Автор: Хаим Донин. Быть евреем Категория: традиции
Дата публикации Просмотров: 1055
Печать

362150260712951424Отказывающийся помочь ближнему без всякого ущерба для себя не лучше жителя Сдома. Но даже в тех случаях, когда оказание помощи другим сопряжено с неудобствами или убытком, следует руководствоваться законами Торы, которая велит нам проявлять человечность и любовь к ближнему.

 

Что подразумевает знаменитое библейское выражение «люби ближнего своего, как самого себя»? Оно означает, что человеку надлежит обращаться с другими так, как он хотел бы, чтобы обращались с ним самим, и относиться к имуществу своего ближнего так же, как к своему собственному. Комментируя эту заповедь, Гилель сказал: «Что ненавистно тебе, не делай другим».

Религиозной заповедью (мицвой) является:

предоставление нуждающимся пищи и крова;посещение заболевшего (близким друзьям и родственникам надлежит навестить его сразу, как только стало известно о болезни; другим следует выждать по крайней мере три дня);посещение пребывающего в трауре, чтобы утешить его в горе;оказание денежной помощи девушкам-сиротам или бедным невестам;возврат законному владельцу потерянного им имущества;охрана денег или имущества ближнего (это требование связано с предыдущим предписанием Торы).

Если человек видит, что чья-то жизнь в опасности и он в состоянии оказать помощь сам или привлечь кого-либо другого, он обязан сделать все, что в его силах, не считаясь с трудностями или затратами (хотя впоследствии вправе рассчитывать на возмещение расходов). Тот, кто уклоняется от предоставления помощи, нарушает заповедь Торы: «Не стой равнодушно перед кровью ближнего своего» (Ваиикра, 19:16).

Ту же заповедь нарушает человек, который, узнав о заговоре, замышляемом против другого, продолжает заниматься своими делами и ничего не делает, чтобы отвести угрозу от своего ближнего.

Раби Йеhошуа сказал: «Дурной глаз [зависть], дурные наклонности [похоть] и ненависть к ближнему уводят человека из мира сего. Что такое ненависть? Когда говорят: «Люби мудрых и их учеников, но презирай простой люд»