Автор: http://www.jjew.ru/index.php?id=107 Категория: Праздники
Дата публикации Просмотров: 1322
Печать

лаг ба омер картинка-300x225Между Песахом и Шавуотом, в 33-й день отсчета омера, по существующей в еврейском народе устной традиции празднуется "Лаг-ба-Омер". «Лаг» он называется потому, что цифра 33 в еврейском буквенном начертании формируется из букв "ламед" (30) и "гимел" (3) еврейского алфавита, и таким образом сочетание букв Ламед и Гимел образует слово "ЛаГ".

Этот праздник не упоминается ни в каких письменных источниках, однако праздновать его вошло в обычай всех еврейских общин мира, исторических фактов и древних приданий.

 

В период римской оккупации после разрушения храма евреи подвергались жестоким преследованиям. Римляне обложили их непосильными налогами и под страхом смерти запрещали изучать Тору. Но, несмотря на запрет изучение Торы продолжалось. Одним из величайших учителей того времени был рабби Акива, живший в третьем поколении периода таннаев (110-135 гг. н.э). Вместе со своими отважными учениками он в секрете продолжал изучать Тору. Рабби Акива начал изучать Тору лишь в возрасте 40 лет и, несмотря на его бедность, с величайшей самоотверженностью и усердием он постигал Б-жественную мудрость, пока не приобрел славу лучшего знатока Торы в своем поколении. Рабби Акива был одним из тех, кто взялся за выполнение грандиозной задачи, которой занимались после него многие поколения мудрецов Израиля. Он начал собирать и классифицировать разрозненные сведения из сокровищницы Устной Торы и распределять их по разделам Мишны, Мидрашей, Галахи и Агады, заложив тем самым фундамент для Мишны, редактором которой стал рабби Иехуда Анаси, живший два поколения спустя.

В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и что между Песахом и Шавуотом во время счета омера они умерли от эпидемии в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Эпидемия длилась тридцать три дня. Смерть учеников рабби Акивы, будущих учителей всего Израиля, принесла огромный духовный ущерб еврейскому народу. Их смерти создали реальную опасность того, что еврейский народ забудет Тору, так как некому будет ее преподавать.

Поэтому в этот период, в первые 33 дня счета омера, в период между Песахом и Шавуотом, ортодоксальные евреи всего мира и по сей день соблюдают ряд траурных обычаев. В это дни не стригутся и не бреются, не проводят веселые застолья и свадебные церемонии. Хотя по поводу точных дат траура мнения расходятся и существуют разные традиции, принято считать, что именно в Лаг-ба-Омер ученики рабби Акивы перестали умирать и поэтому в этот день траурные обычаи отменяются.

Есть еще одна история связанная с днем Лаг-ба-Омера. Во время Римского владычества в Иудее евреи не раз поднимали восстания против оккупантов. Одно из таких восстаний возглавил Бар-Кохба. Это восстание вошло в историю из за особого отношения рабби Акивы к лидеру восстания. Существует гипотеза, что большинство добровольцев, сражавшихся в его армии, были учениками рабби Акивы, т. к. рабби Акива в определенный момент постановил, что Бар-Кохба является Мошиахом т. е., Мессией (однако, после мпоражения восстания и гибели Бар-Кохбы признал свои выводы ошибочными). Дело в том, что с приходом Мошиаха евреи традиционно связывают свои надежды на обретение полной физической и духовной свободы, признание человечеством всевластия Б-га и наступление эры мира. Поэтому ученики великого мудреца приняли участие в войне против римского императора Адриана. Но превосходство римских войск было неоспоримым. Восставшие понесли ряд тяжелых потерь и после нескольких поражений и были окончательно подавлены. Однако по древней традиции именно в Лаг-ба-Омер Бар-Кохба сумел одержать крупную победу. Его солдаты, раввины, знатоки Торы радостно отметили это событие в древние времена великим весельем. По одной из традиций в память об их победе по сей день и отмечается день Лаг-ба-Омер.

Израильская марка к Лаг-Ба-ОмеруИсследуя истоки традиции празднования Лаг-ба-Омера как особенного дня во время счета омера, мы находим еще одно обяснение его причины. Одним из лучших учеников рабби Акивы был рабби Шимон бар Йохай. Он входил в число пяти учеников переживших эпидемию, и также принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы. Согласно традиции, рабби Шимон бар Йохай умер в Лаг-ба-Омер. Есть несколько ответов, почему мы празднуем годовщину его смерти. Традиционно считается, что душа умершего праведника возносится на небеса, возвращаясь к своему Источнику. Рабби Шимон бар Йохай был осужден на смерть римскими властями за изучение Торы – но он сумел укрыться от них в пещере, где прожил много лет вместе со своим сыном рабби Эльазаром, вместе с которым (а также с кругом их учеников) они создали книгу «Зоар» ("Сияние"), содержащую в себе основы каббалистического учения. Поэтому он сам завещал отмечать годовщину своего ухода из жизни песнями, танцами и разжиганием праздничного костра. Кульминацией празднования Лаг-ба-Омера в Земле Израиля становится паломничество к могиле рабби Шимона бар Йохая, расположенной на горе Мерон вблизи города Цфата на севере страны, куда стекаются тысячи евреев из Израиля и приезжающих из других стран мира.

В настоящее время зажжение костров – это самый распространенный обычай празднования Лаг-ба-Омера. По всему Израилю и стар и млад собираются вокруг костров в канун праздника, танцуют и поют, весело отмечая праздник. Традиция зажигания костров берет свое начало в каббалистической книге "Зоар" ("Сияние"). По преданию, когда душа рабби Шимона бар Йохая покинула этот мир, его дом наполнился неземным светом в заслугу его глубоких познаний в Торе и открытию ее сокровенных тайн, ибо Тора уподобляется свету, как сказано в книге Мишлей: "Ибо заповедь - это свеча, а Тора - свет". В день Лаг-ба-Омер у могилы рабби Шимона бар Йохая в Мероне собираются десятки тысяч человек, выезды на природу организуют и евреи диаспоры. Разжигается большой костер, у костра поют песни в честь Лаг-ба-Омер и в память о рабби Шимоне, музыка и танцы продолжаются всю ночь.

Также в праздновании Лаг-ба-Омера мы видим символику лука со стрелами: ученики еврейских школ выезжают на природу целыми классами в сопровождении учителей, и мальчики берут лук и стрелы и устраивают соревнования по стрельбе из лука. Эта традиция, по-видимому, посвящена памяти участников восстания Бар-Кохбы, сражавшихся с римлянами за освобождение Земли Израиля.

Источник - http://www.jjew.ru/index.php?id=107