Автор: Ирина Павлова Категория: Об общине
Дата публикации Просмотров: 6000
Печать

23456Наиболее ранний из известных документов, которые касаются истории гродненского кагала - привилегия («привилей») Витовта, датированный 1 июля 1388 года, в которой он предоставляет городенским евреям права и вольности (правда, современными польскими исследователями этот привилей считается фальсификатом). Далее основные вехи истории гродненского кагала выглядят так:
18 июня 1389 г. Гродненские евреи получают от Витовта жалованную грамоту, определяющую отношения евреев к остальному населению, «божница и кладбища освобождены от налогов».

 


В соответствии с ним евреи выделялись в отдельную группу свободных людей и имели право самоуправления. В «Привилее» определялись место поселения, кладбище, синагога, занятия евреев – ремесла, торговля, винокурение, им разрешалалось вступать в поземельные отношения. С течением времени большое значение стало приобретать ростовщичество и домовладение.
«Привилей» разрешает евреям наравне с остальными мещанами Гродно (с условием уплаты в казну соответствующей подати) заниматься торговлей и ремеслами, производить кредитные операции, готовить и продавать различные напитки, торговать мясом, пользоваться пахотными землями и сенокосами. Дарованные Витовтом привилегии расширяли торговые и экономические возможности евреев, уравнивали их в правах с местным населением и вместе с тем выводили из-под общей юрисдикции на суд самого князя, давая возможность развивать внутреннее самоуправление, ставшее «зародышем» будущих кагалов, а впоследствии – Литовского ваада.
В 15 в. еврейская община Гродно была незначительна. Евреи жили на особой улице и занимались торговлей.
До конца 15 века евреи заняли важные посты в экономике Великого княжества Литовского, становились откупщиками (державцами) определенных налогов и сборов в великокняжескую казну, водки, пива и т.д. более богатые евреи отдавали бедным на откуп магазины, кабаки и корчмы.
До 1495 года Гродно был одним из пяти городов Великого княжества Литовского (наряду с Брестом, Луцком, Троками и Владимиром-Волынским) с оседлым еврейским населением. Александр Ягеллон, великий князь Литовский (а с 1501 года – король польский), в начале своего правления не только подтвердил, но и расширил привилегии евреям, передав им откупа таможенных пошлин.
1495 г., первая половина. Согласно декрету великого князя Александра, «жидову из Литвы выбити», городенские евреи изгоняются из ВКЛ. Городенские городские палацы евреев передаются христианам. Через восемь лет он «сменил гнев на милость» и дозволил евреям вернуться, приказав вернуть отнятое у них имущество (при этом евреям пришлось уплатить новым владельцам деньги, истраченные теми на «челобитные» и на хозяйственное развитие недвижимости).
В середине 16 в. 60 из 543 городских участков Гродно были застроены еврейскими домами. В конце 16 в. в Гродно существовало несколько баттей-мидраш (домов учений) и иешив. Община Гродно не пострадала от погромов и резни во времена Б. Хмельницкого (1648–49) и даже приютила беженцев с Украины, но впоследствии страдала от вторжений русских войск (1655–57) и шведов (1658–60).
1503 г., 27 марта. С этого времени евреи начинают возвращаться в Городен (согласно грамоте великого князя Александра, разрешающей евреям вернуться в ВКЛ и выкупить все отобранное у них в 1495 году имущество, включая места под синагогу и кладбища).
1506 г., после 10 августа. Великий князь Сигизмунд подтверждает грамоту Витовта городенским евреям от 1 июля 1388 г.
1529 г. В Городне существует еврейская община, которая уплачивает 1/4 часть с окладной суммы.
Статут 1529 года запрещал евреям иметь невольников.
1540 г. Королева Бона подтверждает Магдебургское право Гродно. Войту и магистрату дается печать, в городе назначаются 3 ежегодные бесплатные ярмарки, евреям вменяется уплата городских натуральных повинностей и пр.
С 1551 года белорусские евреи получили право избирать раввинов.
В левобережной части Гродно (так называемый «Занеманский форштадт», который был присоединен к городу в 1562 году великим князем Сигизмундом-Августом) проживала в основном еврейская беднота. Здесь располагалась большая деревянная синагога – главное украшение этой части города, находилось третье (сохранившееся по сей день) еврейское кладбище.
В 1563 г. по универсалу короля Сигизмунда-Августа гродненские евреи уплачивали 200 коп грошей из 4.000 коп ежегодной общееврейской подати. Из отраслей торговли, которыми занимались тогда евреи, выделяются откупа мыта и пошлины, которые распространялись на все окрестности.
Статут 1566 года определял одежду, которую обязаны носить евреи. В частности, они не должны были носить дорогие платья с золотыми цепями. «Пусть носят они желтые шляпы или шапки, а жены их - повойники из желтого полотна, чтобы всякий мог отличить еврея от христианина».
1569 При Стефане Батории заметно увеличилось число евреев, занимающихся ремеслами. Причем в Гродно, в отличие от других городов Речи Посполитой, установились достаточно мирные взаимоотношения между ремесленниками-евреями и христианами.
В третьей четверти 16 в. гродненские евреи добились выдачи им привилегий на отдельном листе для нужд Гродна и гродненского. "сбора".
1575 г. Начинается строительство деревянной синагоги (закончено в 1578 г.). Кроме нее, в Гродно имелось еще несколько синагог и иешива.
Привилегии литовских евреев были подтверждены (1576) по просьбе евреев «Трокских, Новгородских, Гродненских, Пинских и Тыкотинских».
«Лист» короля Стефана, «запрещающий обвинять жидов в краже и умерщвлении христианских детей и поругании таинства евхаристии», изданный 5 июля 1576 г. по поводу вымышленных рассказов об убиении евреями христианских мальчиков, гласил: «кто нарушит этот запрет, будет строго наказан, какого бы он звания ни был; кто будет распространять слухи, тот будет наказан как клеветник, а кто будет обвинять (евреев) перед властями, будет наказан смертью».
1578 г. Стефан Баторий подтвердил привилегии гродненских евреев.
В 1-й половине 17 в. община Гродно считалась одной из трех главных общин Литвы (наряду с общинами Бреста и Пинска) и имела своих представителей в Литовском вааде. В середине 17 в. в Гродно поселились евреи-беженцы из Украины.
В 1601 г Сигизмунд III разрешил евреям только держать питейные заведения и заниматься галантерейной торговлей.
После пожара в 1617 г., уничтожившего весь еврейский квартал (Жидовскую улицу), король Сигизмунд III в 1619 г. разрешил евреям построить новые дома на прежних участках и, между прочим, возвести каменную синагогу вместо сгоревшей деревянной, но при условии, чтобы она не возвышалась над прочими постройками. Община по инициативе Мордухая Яффе построила каменную синагогу в 1575—78 гг. (о чем говорится в надписях на стенах синагоги).
Вторая синагога просуществовала дольше, но повторила участь предшественницы, сгорев в 1899 году.

 

В 1623 году гродненский кагал был официально объявлен одной из трех главных еврейских общин Великого княжества Литовского, которым принадлежало право официального участия в вааде (высшем органе самоуправления). Власти стремились ограничить экономическое влияние евреев.
Высшим органом еврейского самоуправления являлись Ваады – съезды раввинов и кагальных представителей.
1741 г., 3 марта. Жалоба гродненской еврейской общины в городской суд на подскарбия ВКЛ Яна Сологуба, его жену и их «юрисдичан» - евреев, проживающих в предместье у реки Неман, о том, что последние «без ведома и разрешения кагала, открыли синагогу, а потом, используя покровительство господ... стали резать скот, кур, гусей, индюков, совершать бракосочетания, производить обрезания детей», при этом уклоняются от уплаты кагальных податей, чапового и шеляжного налогов.
1766 г. Согласно подсчётам Бершадского еврейское население в Гродно достигло 2418 душ.
1775 г. Переход гродненцев в число подданных Российской империи ничего не изменил в правовом положении евреев.
1777 г. Справка: в Гродно портняжный, кузнечный, сапожный, каменщицкий, кожевенный, мясников, рыбаков, плотников, гончарный, бондарный, стрихарский, ткацкий, ювелирный, столярный, фурманский, мечничий цехи; работают школы землемеров, строительная, воскресная (для рабочих), еврейская торговая, немецкая, французская, балетно-музыкальная, кадетская. На Городницу Тизенгаузом перенесена полотняная мануфактура, свечной и 1782 г., 31 октября кожевенный заводы. Основана шляпная мануфактура.
Из жалобы минской еврейской общины в главный литовский скарбовый трибунал о незаконном присвоении кагальной старшиной доходов и насилием над беднейшим еврейским населением: "когда же рядовые евреи, преимущественно ремесленники, для обжалования неправильных действий кагала, выбрали двух уполномоченных и хотели их послать в Гродно для представления скарбовой комиссии мемориала о действиях кагала, то старшины кагальные, склонив на свою сторону наместника гродненского старосты, заарестовали этих уполномоченных и посадили их в тюрьму...".
1778 г. При проведении административной реформы евреи были включены в сословие купцов и получили доступ в органы сословного представительства. Это содействовало их включению в политическую жизнь.
Первая книга, изданная на иврите в Литве, была отпечатана в Гродно в 1788 г.
В 1790 в Гродно осудили раввина Эльзара за то, что он якобы убил христианскую девушку. Его казнили на городской площади в присутствии тысячи зрителей и нескольких евреев, которые специально пришли, чтобы прочитать молитву мученику. Его тело разрезали на части и развесили по городу в назидание другим. На следующий день евреи похоронили его и написали на могиле : «Здесь покоится прах выдающегося учёного и знатного человека рабби Эльзара Святого, сына Шломо Вербловера. Он пролил свою кровь, публично освятив имя Господа. Да будет душа его вплетена в узел жизни.»
Царским указом 1791 года было введено территориальное ограничение для проживания евреев в России, которое позднее получило название «черты оседлости». Гродненская губерния попало в число разрешенных для поселения.
Налоги с евреев стали надежным средством пополнения казны. Кроме вдвое увеличенного в 1794 г. подушного налога в 19 в. были введены сугубо еврейские налоги: свечной, коробочный, рекрутский (заменен в 1827 г. на личное отбывание воинской повинности).
Когда по третьему разделу Польши (1795) Гродно отошел к России, евреи составляли большинство населения города.
Основные занятия евреев Гродно. в 19 в. — торговля с.-х. продукцией, лесом и ремесла.
1790 г. и 1816 г. евреям Гродно пришлось пережить кровавые наветы. (обвинение евреев в убийстве людей других вероисповеданий (главным образом христиан) для использования их крови в ритуальных целях).
В 1795 году в городе была открыта шляпочная фабрика Михеля Янкелевича Бурды – одно из старейших предприятий Гродно.
В 1799 в Гродно открыл типографию Борух Ромм.
В конце 18 века наиболее состоятельными гродненскими фамилиями были Броуды, Фрумкины и Ашкинозы (Ашкенази).
Первая еврейская типография в черте оседлости открыта именно в городе 20 октября 1803 года Зимелем Нозимовичем (Типографом). Здесь издавались религиозные тексты на иврите (Книги двенадцати пророков, Псалмы Давидовы), хозяйственный календарь на русском языке, польскую литературу и т.д.
«Положение о евреях» 1804 года гарантировало некоторые свободы (личную свободу, право самостоятельно распоряжаться своим имуществом, учиться в общих учебных заведениях, торговать, покупать, продавать и передавать по наследству землю и т.д.). Одновременно запрещались производство алкоголя, торговля им и проживание с этой целью на селе. «Положение» стимулировало обращение евреев к земледелию (льготное налогообложение, ссуда и т.д.) и содействовало их европеизации (обязательное владение русским, польским или немецким языком для еврейских членов магистрата, кагала и раввинов, изучение одного из указанных языков в традиционных еврейских учебных заведениях, перевод делопроизводства на русский, польский или немецкий язык, запрет на ношение еврейской национальной одежды в общих учебных заведениях и органах сословного представительства и т.д.). власть в кагале разграничивалась на светскую и духовную. В целях борьбы с еврейским винокурением проводились принудительные депортации еврейских семей из сельской местности в местечки и города. Практика показала невозможность переселения всех евреев в указанный срок, поэтому депортация несколько раз прерывалась. Это давало местным властям повод для злоупотреблений.
1812 г., 20 декабря. Русские войска генерала Ожаровского и авангард партизанского отряда Дениса Давыдова под руководством майора Чеченского освободили Гродно от австрийских войск посредством переговоров. Денис Давыдов, выступая на Рынке, заявил: «Я въехал в Гродну под жидовским балдахином... По приему, сделанному русскому войску польскими жителями Гродны, я вижу, что до них еще не дошел слух о событиях; вот они: Россия свободна, все наши силы вступили в Вильну I-го декабря, теперь они за Неманом. Из полумиллионной неприятельской армии и тысячи орудий, при ней находившихся, только пятнадцать тысяч сол¬дат и четыре пушки перешли обратно за Неман. Господа поляки! В черное платье! Редкий из вас не лишился ближнего по родству или по дружбе: из 80 тысяч ваших войск, дерзнувших вступить в пределы наши, пятьсот только бегут восвояси; прочие – валяются на большой дороге, морозом окостенелые и засыпанные снегом русским.
Я вошел сюда по средству мирного договора: мог то же сделать силою оружия, но я пожертвовал славою отряда моего для спасения города, принадлежащего России, ибо вам известно, что битва на улицах кончается грабежами в домах, а грабеж – пожарами...»
Начальником высшей гродненской полиции Денис Давыдов назначает гродненского кагального («кагального дела – выбирать из евреев помощников для надзора как за полициею, так и за всеми польскими обывателями города.»
Заняв Гродно, Денис Давыдов передал всю власть в городе не полякам, а местному еврейскому кагалу. «Зная преданность евреев к русским, -- написал он в специальном обращении к жителям, -- я избираю кагального в начальники высшей полиции и возлагаю на него ответственность за всякого рода беспорядки, могущие возникнуть в городе... Дело кагального – выбрать из евреев помощников для надзора как за полицией, так и за всеми польскими обывателями города...» «Все это, -- вспоминал Давыдов в своих записках, -- разрывало от досады поляков, принужденных... исполнять предписания жидовского кагала...»
1816 г. Справка: население Гродно 9873 чел. (1451 – христиане, 8422 – иудеи, 85,3 % от всего населения)
Весной 1816 года в городе Гродно нашли за городом мертвую девочку – «с шестью малыми знаками на поверхности тела». Врачи установили при проверке, что у девочки «кровь не источена», но вскоре разнесся слух, будто она «кончила жизнь от рук жидовских». Следственная комиссия занялась «секретным расследованием»: не употребляют ли евреи христианскую кровь, и снова экспертом оказался бывший их единоверец – «выкрещенный в благочестивую веру унтер-офицер» Павел Савицкий. Он сообщил, что «кровь христианская точно нужна по еврейскому завету», и что в каждом кагале прежде хранилась особая бочка для умерщвления христианского ребенка. Результаты «секретного расследования» послали в Петербург, но обвинение оказалось нелепым и совершенно недоказательным, и из столицы повелели «секретное розыскание» прекратить, а взамен этого отыскивать настоящего «смертоубийцу». А вскоре Александр I распорядился, чтобы евреев перестали обвинять «в умерщвлении христианских детей без всяких улик, по единому предрассудку, что якобы они имеют нужду в христианской крови».
В 1819 году в Гродненской губернии проводилось принудительное выселение евреев из сельской местности, которые прекратились после проверки со стороны Министерства духовных дел и народного просвещения. Окончательно евреям было разрешено заниматься винокурением и проживать с этой целью на селе только в 1863 году.
В 1834 году в городе была 1 синагога, 10 молитвенных домов.
Когда по указу от 20 декабря 1836 года были закрыты все, кроме Виленской и Киевской, то на базе Гродненской типографии была основана словолитня Хацкеля Химелевича (Типографа).
«Положение о евреях» 1835 года обобщило предыдущие правовые акты: подтвердило существование черты оседлости, особое исполнение евреями рекрутской повинности, запрет на производство алкоголя и проживания в деревне, стимулирование земледелия и промысловой деятельности, запрет евреям держать в качестве прислуги христиан.
В 1839 г. В Гродно работали 71 меламед, которые обучали 422 чаловека за плату общей стоимостью 1554 руб.
В 1844 г. Упразднены кагалы, а еврейские общины поставлены на контроль в полиции. В 1850-е годы отдельным категориям евреев разрешалось жить во всей стране (например, ремесленникам, художникам). Был упразднён военный кантанизм—служба евреев допризывного возраста в специальных ротах, нахождение в которых не защитывалось в общий 25летний срок рекрутской службы. В это же время было запрещено ношение национальной еврейской одежды, ношение пейсов и париков.
До 1844 года Гродненской еврейской общиной руководил кагал — местный орган самоуправления. Он собирал и распределял налоги, распоряжался общественными средствами и жизнью внутри общины, являлся его представителем в органах власти. В 19 в. В его состав входили представители еврейской олигархии. Они злоупотребляли служебным положением по распределению налогов в свою пользу. Это приводило к противоречиям. В 1815 г. Например, по инициативе кагальных для сбора налогов с малоимущих членов общины была привлечена полиция.
Гродненские евреи количественно составляли большинство среди жителей города: в 1816 г. – 85%, в 1887 г. – 68,7%, в 1898 г. – 50%. По неполной ( по причине «сокрытия душ») статистике губернского правления , в Гродно в 1807 году насчитывалось 2538, в 1852 г. – 8678, в 1897 г. — 46 910 евреев.
Они относились к следующим сословиям: мещанам (1836 г. — 6316 евреев и 1555 хрысціян), земледельцам (1807 г. — 10), фабрикантов и ремесленников (1807 г. — 785), купцов (1857—61 гг. — 1-й гильдии — 4 еврея и 1 христианин, 2-й гильдии — 2 еврея, 3-й гильдии — 131 еврей и 13 христиан), наследных почётных граждан (1897 г. — 2).
Важным шагом на этом пути было принятие указа о просвещении еврейской молодёжи от 13 ноября 1844 г. Он предусматривал, с одной стороны, поддержку традиционной системы обучения посредством введения налогов на учительскую деятельность—с другой стороны, открытие государственных училищ с русским уклоном.
В 1849 было открыто казенное еврейское училище, затем школа для девочек, приют.
В Гродно казённое еврейское училище 1 разряда существовало с 9 декабря 1849 г. А 8 октября 1854 г. Основано казенное еврейское училище II разряда, которое в 1860 г. Посещали 43 ученика. В связи уклонением евреями от посещения государственных образовательных заведений в Гродно в 1861 г. Была проведена их реорганизация: на базе училищ I и II разрядов основано одно училище I разряда.
Училище М.А.Астрагорского, основанное в 1852 г., получало дотации от еврейской общины
В 1852 г. Начала работать государственная женская еврейская начальная одноклассная школа.
1853 г. — В Гродно 1 синагога (500 прихожан), 19 молитвенных домов (по 75-300 прихожан)
За первую половину 1858 г. Свидетельства на право содержания хедеров получили 38 человек.
1859 г., 27 мая. В Гродно в еврейской семье родился скульптор И.Я. Гинцбург (1859-1939), известный как автор памятника И.К. Айвазовскому в Феодосии, академик Российской академии искусств.
1859 г. — в Гродно проживало 10 300 евреев (51,7%)
После указа от 26 апреля 1862 г., который разрешил иметь типографии в черте оседлости , типография Х.З. Типографа была вновь открыта (1863). Сведения о ней теряются между 1870 и 1889 гг.
1862 г. Здесь основали крупнейшее предприятие табачной отрасли в Беларуси фабрику Иоселя Лейбовича Шерешевского и Файвеля Шебшелевича Руссото.
Единственная общественная библиотека в Гродно во 2ой половине 19 века была открыта общиной 6 июня 1863 года и называлась Еврейской. Её первыми директорами были Ф.К. Адамович, С. Лапон и доктор Андрес. Позднее библиотека получила статус Гродненской публичной.
В 1865 г. Продолжалось реформирование еврейской школы в соответствии с указом об основании казённых еврейских народных русских школ. Было открыто 7 учреждений такого типа.
1866 г., 9 мая. В Гродно в еврейской семье родился Лев Бакст (Лев Самуилович Розенберг) (1866-1924), выдающийся деятель искусства и культуры; живописец, график, театральный художник, законодатель мод; закончил петербургскую гимназию и учился в петербургской ака¬демии художеств; входил в объединение "Мир искусства", а также в Союз русских художников, сотрудничал в журналах "Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон". Его станковая живопись выдержана в стиле модерн. С 1903 года Бакст жил в Париже, оформлял балеты для "Руссских сезонов в Париже" Сергея Дягилева, известен как портре¬тист и автор либретто к балетам "Шахерезада" Римского-Корсакова, "Жар-птица" Стравинского, "Дафнис и Хлоя" Равеля, кавалер ордена Почетного легиона. В Париже его именем названа улица.
В 1868 г. было зафиксировано 77 меламедов и 8 нелегально работавших меламедов.
1868 г. Разрешение на открытие типолитографий получили братья И.М. и Д.М, Мейлаховичи.
1869 г. Был закрыт известный хедер Ш.К. Гальперна, в котором обучались 26 девочек 10 — 18 лет.
1870 г. — в Гродно 1 синагога, более чем 30 молитвенных домов.
В городе Гродно жил Нахум Каплан, или, как все его называли -- реб Нохемке, служка в синагоге, посвятивший свою жизнь помощи бедным. Он сам жил в нужде и все свободное время собирал деньги и вещи, которые раздавал неимущим.
Ребе Нохемке посвятила один из своих рассказов замечательная польская писательница Элиза Ожешко – уроженка Гродно и автор множества произведений на еврейскую тему: «Меир Езофович», «Миртала», «Гедали» и др. Этот рассказ называется «Дай цветок» (1877).
1872 г. в Гродно было основано общество для переселения в Палестину; другое аналогичное общество приобрело участок земли в Петах-Тикве при основании этого поселения
(1880). Одним из первых поселенцев Петах-Тиквы был Мордехай Дискин (1844–1914) из Гродно.
1873 г. В соответствии с очередным указом Правления в Гродно начало работать начальное одноклассное еврейское училище, в котором в разные годы обучались от 94 до 11 мальчиков. Женскому образованию уделялось гораздо меньше внимания.
1875—76 в Гродно действовал один из первых в России еврейских революционных кружков.
1879 г. в талмуд-торе числилось уже 200—240 уч., в иешиботе — около 120 уч.
В 1879 г. на Рыночной площади работала книжная лавка М.И. Васертрегера. Во время праздников Йом-Кипур и Рош-га-Шана была открыта лавка С.Д. Милера с еврейскими религиозными изданиями. В 1894 г. она работала постоянно.
1879 год, 13 октября Гродно облетела печальная весть: реб Нохум скончался... Закрылись мастерские и магазины, отменены занятия в школах. Проводить в последний путь гродненского подвижника пришли тысячи горожан – евреев и неевреев.
29 мая 1885 г. сгорела типолитография И.М. Мейлаховича. Впоследствии он уже не смог возобновить дело.
1886 г. числилось всего еврейских начальных школ и хедеров 45, с 869 учащимися; всего учащихся евреев в городе было 1.100, т. е. 1 ученик на 30 еврейских жителей.
1886 г., 21 октября. Открытие фотомастерской еврея Зельмана Яковлевича Карасика, почетного гражданина Гродно (его мастерская существовала до 1914 г.).
В 1886 году 65% недвижимости в Гродно принадлежала евреям. Им принадлежали 1165 предприятий (88% от общего числа), 103 из 129 зарегистрированных торговцев были евреями, 76% промышленности города была в руках евреев, и на евреев также приходится 70% мастеров. Большинство из этих коммерческих предприятий были розничной или малого бизнеса, то же самое применительно к ремеслам.
1886 год евреи владели 95.3% всех пунктов по производству и продаже алкоголя в Гродно.
1887 году гродненским евреям принадлежали 88% коммерческих предприятий, 76% фабрик и мастерских в городе, более 65% недвижимого имущества. Их собственность оценивалась в 842 тыс. рублей при общей сумме городской собственности в 1миллион 202 тысячи рублей.
1887 г. В женском училище Т. Астрагорской обучалось 139 учениц.
1887 г. — в Гродно проживало 27 343 еврея (68,7%)
В конце 1880-90 годах работали книжные лавки Я.М. Любича, Вольфсона.
1890 г., 6 октября. Родился еврейский поэт Лейб Найдус.
С конца 1890-х гг. в городе существовали различные группировки еврейского рабочего движения, среди которых выделялись активностью члены Бунда. Участники рабочего движения сыграли важную роль в организации еврейской самообороны. Общество Ховевей Цион в Гродно оказало в 1890 г. щедрую поддержку в постройке еврейской женской школы в Яффе. Активными участниками сионистского движения были выходцы из Гродно братья Бецалель и Лейб Яффе.

1891 г. Справка: население Гродно 49952 человек (25855 мужчин, 24067 женщин), строений каменных 1084, деревянных -194; 56 фабрик и заводов с ежегодной производительностью 816555 руб. при 1741 рабочем. Из учебных заведений в Гродно находились: мужская классическая гимназия (350 учащихся), женская гимназия (292 ученицы), Александровское ремесленное 3-х классное училище (26 учащихся), повивальная школа с родильным отделением на 20 кроватей (25 учащихся), 2 уездных приходских училища (172 учащихся), 2 женских на 128 учащихся; 2 евангелическо-лютеранских училища (36 мальчиков, 29 девочек); еврейское одноклассное начальное училище (91 мальчик), еврейских талмуд-тора, ешибот и других - 47 (686 учащихся); 2 женских училища (230 учениц); одно училище для обоего пола (44 учащихся); окружная лечебница, еврейская лечебница с богадельней, еврейский общественный и ночлежный приют, муравьевское сиротское отделение; 5 банкирских контор; 4 аптеки; 4 типографии; 6 библиотек; 3 клуба; городской театр с летним помещением.
11 февраля 1892 З.Д. Мейлахович открыл собственную литографию.
1894 г, прекратил существование нелегальный хедер Любичей.
3 мая 1895 г. Открыта лавка М. Гинзбурга, где торговали русскими и иностранными книгами.
1896 г. 3 книжные лавки из 6 принадлежали евреям.
1897 г. Справка: в Гродно проживают 22 684 еврея (48,4%)
По переписи 1897 г. евреев в купеческом сословии 409 человек, крестьян 61 человек, остальные — почти исключительно мещане. По занятиям на первом месте у евреев стоит изготовление одежды, коим занято всего (считая и членов семейств) 3.563 человек, около 16,7% еврейского населения; торговлей продуктами сельского хозяйства — зерновыми и прочими — занято всего 2.408; строительными работами всего — 1.771 человек; занятых службой, домашними услугами и поденным промыслом было 206 мужчин и 692 женщины (вместе с семьями — 1.320 ч.); обработкой дерева 1.170 человек; извозом 1.148 человек. Обработкой волокнистых веществ, столь развитой в соседнем Белостоке, в Гродно было занято всего 48 человек, вместе с семьями 109; зато здесь развито табачное производство (известная во всем крае крупная табачная фабрика И. Шерешевского, сумма оборотов коей равнялась в 1896 г. 1.653.325 pублей, а в 1906 г. — почти 3 млн. рублей, с общим числом рабочих 1.200—1.400); евреев в табачном производстве числилось в 1897 г. 1.110 человек (из этого числа 790 женщин), вместе с семьями 1.658 человек.
Перепись населения 1897 г. отметила наличие в Гродно 176 винокурен, хозяевами которых были евреи. Продажей алкоголя, согласно данным статистики, в этом году занимались 69 евреев. В 1898 г. прибавились пивоваренный завод на Занеманском форштате, 1 лавка и 1 оптовый склад
1897 был основан Гродненский комитет Бунда. Действовала организация «Поалей Цион»..
1898 году в городе была основана одна из первых в России кооперативных ссудо-сберегательных касс.
В 1898 году в Гродно из 4839 душ мужского пола 203 считались несостоятельными.
1899 г. Основано еврейское общество "Сеймех-нейфлин" ("Помощь падающим").
1901 г., лето. "В Гродне христианские и еврейские рабочие на переплетной фабрике (150 чел.) восстали против увеличения рабочего дня", - писала "Искра" (1901, август).
1901 г., июль. Действует еврейская независимая рабочая партия (до июля 1903 г.).
Нынешнее здание Большой хоральной синагоги было построено Ильёй Фрункиным в 1902—1905 гг. в одной из разновидностей эклектики — мавританском стиле.
1902 г. В Гродно существуют: общество оказания помощи бедным больным евреям "Линас Гацедек", общество оказания помощи бедным евреям, еврейское женское общество "Сеймех Нейфлим", общество пособия помощи бедным евреям на Форштадте "Ахиэзер" ("Братство помощи"), общество по содержанию приюта для малолетних сирот-евреев в городе Гродно, богадельня для престарелых евреев, ссудная касса для бедных евреев города Гродно, гродненская еврейская больница с богадельней.
1903 год, фотомастер Зельман Яковлевич Карасик стал почётным гражданином города Гродно и был награждён медалями «За усердие» на Владимирской и Станиславской ленточках.
1905 г. В Гродно существуют: начальное еврейское училище с приготовительным классом, двухклассное народное училище, четырехклассное женское училище с приготовительным классом, двухклассное женское училище, одноклассное мужское училище, одноклассное народное училище для фабричных рабочих при табачной фабрике Шерешевского, ремесленное еврейское училище и Талмуд-Тора.
1906 участники рабочего движения организовали еврейскую самооборону.
В 1906 г. в Гродно функционировали 100 хедеров (1200 учащихся), семь начальных мужских школ (566 учащихся), пять женских школ (527 учащихся).
1906 г. — в Гродно проживают 25191 еврей (60,5%)
1906 год. Племянник З.Я. Карасика фотомастер Зелик Пинхусович Карасик на междунардной выставке в Брюсселе был награждён золотой медалью и почётным дипломом.
1906 год. После погрома евреев около Белостока, волна беженцев устремились в Гродно, где они нашли помощь и кров.
1907 г. в городе имелось казенное еврейское училище, женская школа, ремесленный приют, Талмуд-Тора, ешибот, 107 еврейских школ и 5 женских начальных школ. В том же году были открыты единственные в России "Гродненские педагогические курсы" единственное в России учебное заведение для подготовки еврейских учителей. Курсы были учреждены Обществом для распространения просвещения между евреями в России. При курсах имелась библиотека. В городе имелись 2 еврейские библиотеки, множество благотворительных организаций: несколько обществ пособия бедным, для взрослых и детей; общество "Линат-Гацедек" — помощь больным; женское общество "Сомех Нофлим"; общество пособия — "Ахиэзер"; приют для малолетних сирот; лечебница и богадельня; ссудная касса для бедных и другте. Существуют также ссудосберегательные товарищества, поддерживаемые ЕКО.
1910 г. — 31 055 евреев
1910 в Гродно существовали 38 синагог, еврейское кладбище, 2 еврейские библиотеки, еврейская больница, общества пособия нуждающимся, детский дом, богадельня, ссудо-сберегательные кассы.
1911 в Гродно насчитывалось 450 членов Бунда. В городе получили распространение палестинофильские идеи.
В начале 1915 г. казачьи части Российской армии устроили в Гродно погром.
В апреле 1915 г. еврейское население из Гродненской губернии по распоряжению высшего военного командования — главнокомандующего великого князя Николая Николаевича и начальника штаба генерала Н. Янушевича — было выслано из губернии.
1918 г., 23 декабря. Умер еврейский поэт Лейб Найдус. Могила его не сохранилась.
17—22 июля 1920 в Г. произошел погром, учиненный польскими солдатами.
1919 имелись ясли, дом престарелых, ремесленная школа, амбулатория, больница, кредитная касса.
1919 г. в Гродно основан спортивный клуб Маккавея который, благодаря своей отличной репутацией, пользуется поддержкой богатых жителей города. Клуб имел хорошую футбольную команду, а его легкой атлетике отрасль была хорошо развита. Тем не менее, за время польского правительства запрещается его эксплуатации. В 1924 году клуб работает тайно под другими названиями, такими как "Hashmona'i", но уже через год возобновил деятельность под своим именем и даже добавили новые виды спорта, такие как: велоспорт, бокс, лыжные гонки, а также раздел для прохождения военной подготовки. В 1938 году был добавлен баскетбол.

В 1920 году польские власти национализировали табачную фабрику Шерешевского, которая была третьей по величине во всей России.
С октября 1920 г. по сентябрь 1939 г. Гродно находился в составе Польши. Еврейское население города почти не росло, а относительная численность его уменьшалась (1921 г. — 53,9% евреев; 1931 г. — 42,6%).
1920-1939 годах, известный ученый рабби Шимон Шкоп, поднял уровень иешивы, превратив в одну из лучших иешив в Польше и за ее пределами.
1921 г. — 18697 проживает в Гродно ( 53,9%).
1921 год. Евреям принадлежит 1273 промышленных предприятий и мастерских, на которых занято 3719 рабочих (в том числе 2341 наемных работников, из которых 83% составляли евреи), из них 34,6% были в пищевой промышленности, и 29% производства одежды. К
6 июня 1922 года был опубликован призыв об оказании помощи голодающим евреям России и Украины, на который евреи Гродно откликнулись и оказали щедрую помощь.
Евреи Гродно также пришли на помощь евреями из Ивье после погрома 1929 года, и помогал евреям из Лунно в 1931 году.
Газета Момент Grodner ежедневно стала появляться с 5 сентября 1924 года под редакцией Дэвида Березовского, и продолжала публикации до начала Второй мировой войны, за исключением между 1928 и 1931 года, когда она был заменена на Unser Grodner Ekspress.
Среди еврейских еженедельников были: Unser Leben («Наша жизнь»), первый сионистский еженедельник в Гродно, который начал издаваться в 1926-1927 годах, и был под редакцией Ицхака Solowieyczyk с Цви Bielko главным вкладчиком; Grodner Бунда Shtimme ( «Голос Гродно"), основанная в 1927 г. - первый редактор (до 1935) был Моше Рубинштейн - регулярно появлялись до начала войны, хотя он постоянно ярость властей, которые часто пытались членов его редколлегии, а Unser Сусло («Наше слово»), журнал движения рабочей Эрец-Израиль, которые начали появляться в 1933 году, и под редакцией А. Palnitsky.

В 1928 году Бунд создан Моргенштерн ("Утренняя звезда"), спортивный клуб, который показал несколько групп гимнастов, футбольную команду, а также раздел по настольному теннису. В клубе также публиковали бюллетень под названием «Arbeter Sportler», который был распространен по всей Польше. Ха-Шомер ха-Za'ir также была своя спортивная организация, известная как Shomriyah. Здесь акцент был сделан на гимнастику и волейбол. Shomriyah участвовали в ежегодной демонстрации спортивных организаций в городе.

Самые сильные молодежные движения в Гродно были Дрор, Ха-Шомер ха-Za'ir и Бейтар (ревизионистами). Дрор был основан в 1926 году, как объединение Он-Халуц ха-Za'ir и Freiheit, движения Поалей Цион и ZS. В конце 1927 года, Дрор филиал в Гродно был одним из крупнейших в Польше, насчитывающий около 200 членов из всех слоев общества. Основная идеологическая разница между этими двумя движениями заключается в выборе языка: Хе-Халуц ха-Za'ir предпочтительным был иврите, в то время как Freiheit решили развивать культуру идиш среди своих молодых членов.
1930 году польские шовинисты организовали экономический бойкот евреев.
В 1930 году около половины врачей и адвокатов в Гродно были евреи (около пятидесяти врачей и сорок юристов, а также несколько инженеров).
В 30х годах Иехошуа Суховлянский был заместителем мэра города, а затем финансовым директором мери.
1931 год. В городе проживает 21159 евреев (42,6%).
1932 году 694 из 823 магазинов в Гродно (84,3%) принадлежат евреям.
1 мая 1933 года, комитет Ваад ха-Kehillah послал в Лигу Наций петицию с протестом против преследования евреев в Германии.
К 1937 году в собственности гродненской общины были здание управления, две больницы, Талмуд-Тора, ремесленная и ряд других школ, библиотеки, 43 синагоги, три кладбища, две бойни, баня.
Численность еврейского населения Гродно, входившего в состав Польши, составляла более 25 тыс. человек. После 1939 года (присоединения Западной Белоруссии к СССР), накануне Великой Отечественной войны, сюда приехало много евреев с Востока – «восточников», как их называли.
20 октября 1937 года, вся еврейская община протестовала против «гетто скамейки", которые были установлены в университетах страны и высших учебных заведениях. Однако ни одно из обращений к властям или общественности не имело никакого воздействия.
К 1937 году евреям Гродно принадлежит 65 крупных и средних заводов, где работают 2181 наемный работник (41% из них евреи).
1938 год. В Гродно 1146 ремесленников, из которых 938 были евреями. Они были распределены следующим образом: 364 портных (из которых 322 были евреями), 218 сапожников (168), 37 обувной машины (35), 80 жестящиков (68), 36 кузнецов (19), 97 плотников (83), 94 строителей (54), 69 стекольщиков (4), 10 обойщиков (1); и 37 модистки (1).
В конце 1938 года, когда еврейские граждане Польши были депортированы из Германии в Zbac szyn (Zbonshin) на польской границе, гродненские евреи собрали одежду и продовольствие для беженцев. Некоторые из них прибыли Гродно.
В сентябре 1939 г. советские войска заняли Гродно, и город был присоединен к СССР.
18—20 сент. 1939, перед приходом частей РККА, в Г. произошел погром; было убито 25 евреев.
Приход Красной Армии 22 сентября 1939 года, положил конец анархии, неопределенности, беззаконию и насилию. Испуганные евреи приветствовали русские войска с радостью, видя в них своих спасителей. Один из местных жителей, Файгла Broide, выразил эти чувства доходчиво в письме к сыну Авраама, в Палестине:
«Мы все живы, слава Богу, и Красная Армия спасла нас от польских хулиганов. Если вступление Красной армии в Гродно было бы задержано даже на один день, ни один еврей не остался бы жив.»
1939—40 в Гродно действовала подпольная сионистская организация, занимавшаяся переправкой (через Вильнюс) евреев в Э.-И.
В июне 1940 года, тринадцать погромщиков Гродно - среди них польские офицеры, полицейские и члены контрреволюционных организаций - были осуждены в советском суде. Главарь, Микульский, бежал в Литву. Четверо из подсудимых были приговорены к смертной казни, семь получили тюремные сроки от шести до восьми лет, а двое были освобождены. Евреи считают, что их жизнь уже не необязательна и, что у них столько государственной защиты, как и у остальной части населения. Это новое чувство равенства появилось у евреев, в отличии от атмосферы ненависти и угрозы, которые преобладали во время польского периода. Советы также осуществили новую политику в области занятости, что позволило многим евреям найти работу в качестве государственных служащих, некоторые служили в милиции, и в одной из частей Гродно был еврейский начальник полиции.
Общеобразовательные школы были открыты, но в школе иврит не изучался, публичные библиотеки процветали, но еврейская библиотека была закрыта. Еврейские молодежные движения были заменены на пионерские и комсомольские организации.
1940 С приходом советской власти Большая Хоральная синагога в Гродно была закрыта.
Власти отменили субботу, как нерабочий выходной день для евреев. Еврейские школы были закрыты.
В Гродно были открыты школы, преподавание в которых велось на белорусском, русском, польском и идиш. Из-за нехватки мест в школе с преподаванием на идиш, многие родители вынуждены были записывать детей либо в национальные польские школы, которых было сравнительно мало, либо в русские и белорусские, которых было гораздо больше. Еврейская школа была преобразована в русскую десятилетку, и идиш исчез из списка преподаваемых предметов.
Городские власти вынесли постановление об уничтожении практически всего еврейского книжного фонда.
За исключением синагоги и нескольких молитвенных домов, которые оставались действующими ( большинство синагог и молитвенных домов были отданы под кооперативы, склады, гаражи и т.д.) в городе не существовало ни одного общественного заведения, где евреи могли бы собраться вместе, потому что они евреи.
Единственное, что оставалось в городе - театр на идиш, который получал некоторую помощь от властей.
Накануне Второй мировой войны еврейское население Гродно составляла примерно 25,000.
Нацисты оккупировали Гродно 23 июня 1941 г. Сразу после оккупации евреям было предписано носить отличительный знак — голубую шестиконечную звезду

1941, февраль. Начались массовые аресты зажиточных евреев, главным образом, торговцев, которых называли «социально опасными». В Сибирь была вывезена семья владельца завода велосипедов и мотоциклов «Неман» Нахума Старовольского, семьи торговцев Самуила Дразина и Северина Розенберга. 20 июня 1941 года, накануне советско-германской войны, власти провели в городе очередную антиеврейскую акцию. Многие евреи, как «вредные и опасные элементы – враги народа» были арестованы. Их начали вывозить в товарных вагонах вглубь страны, но 24 июня, уже после начала войны поезд разбомбили немецкие самолёты в районе Барановичей. Большинство из этих людей погибло, в том числе семья известного гродненского сиониста Нахума Басса.

В июле 1941 г. подразделение эйнзацгруппен «Б» расстреляло в Гродно около 100 представителей местной еврейской интеллигенции.
1941 г., 1 ноября. Немецкие оккупационные власти объявляют о создании в Гродно двух гетто. Согласно объявлению все евреи обязаны с 12 до 18 часов переселиться в гетто. В гетто N1 поселяется около 15 тысяч человек, N2 - около 10 тысяч человек.
В ноябре 1941 г. евреи были заключены в два гетто.
Начальником гетто №1 был назначен гестаповец Курт Визе, гетто №2 – Отто Стреблев. Контроль за организацию гетто в уезде и проведение акций против еврейского населения осуществляли уездный комиссар фон Плетц и начальник гестапо Х. Эррелис.
От остального города гетто были отделены проволочными заграждениями и сторожевыми вышками. В гетто было заключено около двадцати пяти тысяч евреев. По распоряжению оккупационных властей был создан юденрат, насчитывающий 13 отделов.
В гетто часто происходили расстрелы групп еврейского подполья. Член юденрата Г. А. Мадер покончил с собой, чтобы не принимать участия в составлении списков обреченных на уничтожение. Немцы активно занимались грабежом еврейского населения. В централизованном порядке происходило изъятие золота и других драгоценных металлов. Юденрат пытался оказать помощь еврейскому населению. В гетто была организована больница, открыты амбулатория, аптека. В обоих гетто действовала система санитарной службы.
1942 г., январь. В гетто N1 создана подпольная антифашистская организация.
Летом 1942 г. врачам и медсестрам ценой колоссальных усилий удалось предотвратить распространение эпидемии дизентерии. В гетто было создано 19 предприятий, поставлявших продукцию за пределы гетто, в том числе выполнявшие заказы немецких властей. Руководство юденрата надеялось, что это может помочь евреям избежать уничтожения.
В гетто действовала еврейская подпольная организация. В конце 1942 г. она напечатала листовку с призывом к вооруженному сопротивлению. В мастерских гетто изготовляли оружие. Небольшому количеству евреев удалось бежать в леса и присоединиться к партизанским отрядам.
1942 г., ноябрь. Начинается планомерная ликвидация гродненских гетто с гетто N2. Тысячи евреев через промежуточный лагерь в Колбасино отправляются в лагеря смерти Освенцим и Треблинка.
1943 г., 12 марта. Уничтожение гродненского гетто: в Гродно появляется объявление о том, что город "свободен от евреев". За время ликвидации гродненских гетто в конечном итоге погибло более 40 тысяч евреев из Гродно и его окрестностей.
Гродно был освобожден советской армией 16 июля 1944 г. Около 180 евреям города и окрестных поселений удалось спастись и скрываться от немцев. В первые годы после освобождения около двух тысяч евреев вернулись в Гродно, однако общинная жизнь не была восстановлена.
Решение от 11 мая 1946 года:
«Здание бывшей синагоги по улице Найдуса,7 предоставить 5 участку УСВР Белостокской железной дороги под общежитие школы ФЗО № 44 и спортивный зал».
Решение № 813 от 29 августа 1946 года
«О закреплении земельного участка за войсковой частью № 11931 (бывшего еврейского кладбища) в районе улицы Переца и реки Городничанка»: Разрешить войсковой части № 11931 использовать земельный участок (бывшее еврейское кладбище) в районе улицы Переца и реки Городничанка для размещения автотранспорта и топливного склада».
Решение № 276 от 26 апреля 1949 года
«О закрытии кладбища по улице М. Горького»
В 1950 г. было уничтожено еврейское кладбище.
Решение № 977 от 28 сентября 1951 года.
«Здание № 35 по ул. Социалистической (бывшая синагога) занимаемого под спортивный зал обществом «Спартак», общей полезной площадью 192, 51 кв. м. передать на баланс областного Совета общества «Спартак».
Решение № 1226 от 21 декабря 1951 года.
«О передаче здания бывшей хоральной синагоги, находящегося в городе Гродно по улице Красина № 4, Гродненскому кооперативному техникуму Белкоопсоюза».
Решение № 171 от 22 февраля 1952 года
«Помещение бывшей хоральной синагоги по улице Красина № 4, занимаемое в настоящее время частично под склад промтоваров Облпотребсоюза и частично используемое кооперативным техникумом (жилая часть), передать для размещения открываемой в городе Гродно школы киномехаников».
Решение № 609 от 21 августа 1953 года:
«О передаче части здания бывшей синагоги по ул. Олега Кошевого пединституту и областной библиотеке».
Решение № 798 от 27.10.1954 г.
«Отвести Гродненскому Тресту зеленого строительства земельный участок, находящийся в районе улиц Горького и Калиновского (бывшее еврейское кладбище) площадью 6,25 га для организации декоративного питомника без права возведения на нем капитального строительства».
. Решение № 334 от 10 августа 1955 года:
«В связи с освобождением облпотребсоюзом здания синагоги, передать здание по улице О. Кошевого № 2 (синагоги) облкниготоргу со всеми подсобными помещениями – площадью 151 кв. м. – гараж, контора – 38 кв. м., автомастерские – 92 кв. м., бензосклад – 20 кв. м. и всего площадью 480 кв. м., ранее занимаемую под промтоварный склад и автотранспортную контору облпотребсоюза».
Решение № 284 от 7.05.1958 г.
«Во изменение решения Горисполкома № 80 от 29 января 1958 года п. 1 и 2 исполком Гродненского городского Совета депутатов трудящихся решает: Передать в аренду Гродненским художественным мастерским 2-й этаж бывшего здания синагоги».

Решение № 182 от 26.03.1958 г.
«Предоставить городскому комитету по физической культуре и спорту при Гродненском горисполкоме земельный участок площадью 10 га в районе улиц Калиновского и Коммунальной под строительство городского стадиона по типовому проекту на 18 тысяч зрителей».
По данным переписи 1959 г., в Гродно проживали 1783 еврея (2,4% от всего населения)

1963 г. На месте еврейского кладбища построен стадион "Красное Знамя" (арх. В. Божко, гл. инженер Н. Филитович). В числе прочих захоронений на этом кладбище была уничтожена в 1962 и могила Л. Найдуса.
Решение № 397 от 13 октября 1967 года
«Передать в пользование Главного управления медицинского хозяйственного снабжения Министерства здравоохранения БССР освобождающиеся складские помещения в г. Гродно по ул. О. Кошевого № 59, за исключением склада № 3 на 1 этаже, площадью 128 кв. м. и комнату бухгалтерии 19 кв. м., которые передать Гродненским художественно-производственным мастерским».
Решение № 232 от 14 июня 1968 года
«1. Гродненскому облздравотделу передать на баланс все высвобождающиеся помещения, расположенные в здании бывшей синагоги по ул. О. Кошевого, 59, а также кирпичные пристройки, деревянный сарай, забор – Гродненским художественным мастерским для расширения производства и творческих мастерских художников.
2. Передать на баланс магазину «Белмедтехника» помещение гаража с мастерскими и бензосклад с цистернами».
1970 г. В Гродно проживает 1873 еврея (1,4%),
1979 г. — 1745 евреев (0,8%).
В конце 1980-х – начале 2000-х гг. еврейское население Гродно резко сократилось из-за выезда большого количества евреев в Израиль, США, Германию и другие страны.
1988 г. Создание Гродненского еврейского историко-культурного общества имени Лейбы Найдуса.
С 1989 в Гродно функционирует Гродненское областное объединение еврейской культуры (председатель Григорий Ниселевич Хасид, р. 1924).
В начале 1990-х гг. была образована еврейская община Гродно.
Первым председателем правления иудейского религиозного общества был Ю.Х. Боярский.
Его сменил Квятковский Борис Максович.
12 марта 1992 года была установлена мемориальная доска жертвам Холокоста у входа в гетто.
Решение № 462 от 16 декабря 1992 года
«Передать с 1 января 1992 г. Гродненскому иудейскому обществу (Боярский Ю.Х.) здание бывшей Большой синагоги по ул. Большая Троицкая, 59а, памятник архитектуры XVII –XIX в.в. для последующего его использования под религиозные нужды верующих».

С 1992 в Гродно работает клуб еврейской культуры им. Лейба Найдуса, еврейская воскресная школа.
С 1996 действуют общинный центр, благотворительное общество «Хесэд»
С 1998 — Общество прогрессивного иудаизма.
1999 в Гродно проживало около 1200 евреев.
(согласно переписи населения в Беларуси, в 1999 г. в Гродно жили 609 евреев)
30 апреля 2004 г. Регистрационное удостоверение № 3939 свидетельствует о том, что за религиозной иудейской общиной зарегистрировано право собственности на здание Большой хоральной синагоги, расположенной по адресу: г. Гродно, ул. Большая Троицкая, 59А.
21 мая 2006г в Большую синагогу Гродно внесли новый свиток Торы. Только что написанная, новая Сефер Тора подарена общине человеком, пожелавшим сохранить инкогнито. Как объяснил Борис Квятковский, таинственный даритель – «очень уважаемый человек; он всю жизнь откладывал деньги на то, чтобы сделать что-то значительное, и он посчитал, что это должно быть именно написание Торы. Он проникся симпатией к гродненской общине и решил сделать такой подарок».
23.06.2009 В городе впервые со времен войны состоялся традиционный еврейский обряд бракосочетания. Еврейская свадьба...
07.10.2011 В Гродно восстанавливают старейшую в Европе действующую синагогу.
06.12.2011 Молочный завод в Гродно получил сертификат кошерности.
29.05.2012 В старейшей синагоге Белоруссии открылся музей истории евреев Гродненщины. Директором музея назначен Бениамин Ефроимович Ерузалим.
2012 год Главная синагога Гродно – памятник архитектуры XVI века, уникальнейшее сооружение на территории не только Белоруссии, но и Европы в целом, претендент на включение в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на финансовую помощь семьи Рор (США), поддержку международного фонда «Ор Авнер», организационные усилия раввина Гродно Ицхака Кофмана и участие в ее восстановлении членов гродненской общины, на сегодняшний день она лишь выведена из «критического» состояния. Ее реконструкция требует больших денег.
Как видим, гродненский кагал имеет давнюю и богатую историю. В прошлом количество евреев в Гродно составляло от 60% до 90% от всего населения. В основном, это были ремесленники, купцы и торговцы, фотомастера, врачи, учителя. Немало среди них было и деятелей искусства и литературы. Своей разнообразной деятельностью, самобытной неповторимой культурой они, безусловно, придали нашему городу своеобразный колорит и непреходящее, незабываемое очарование.