Автор: http://www.jewishpetersburg.ru Категория: Молитвы
Дата публикации Просмотров: 1574
Печать

ГОСПОДЬ, ДАЙ МНЕ СИЛЫ МОЛИТЬСЯ ПРЕД ТОБОЙ, [ПРОСТИВ МНЕ ГРЕХИ] , И УСТА МОИ ВОССЛАВЯТ ТЕБЯ.

(1) "Праотцы" На слове "Благословен" сгибают колени, на "Ты" - наклоняются вперед, на "Господь" - выпрямляются

 

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ И БОГ ОТЦОВ НАШИХ, БОГ АВРАhАМА, БОГ ИЦХАКА И БОГ ЯАКОВА, БОГ ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ И ГРОЗНЫЙ, ВСЕВЫШНИЙ БОГ, ДАРУЮЩИЙ БЛАГА, СОТВОРИВШИЙ ВСЕ, И ПОМНЯЩИЙ ДОБРЫЕ ДЕЛА ОТЦОВ, И ПО ЛЮБВИ СВОЕЙ ПОСЫЛАЮЩИЙ ИЗБАВИТЕЛЯ СЫНОВЬЯМ ИХ СЫНОВЕЙ РАДИ ИМЕНИ СВОЕГО!

В "десять дней раскаяния" говорят:

ВСПОМНИ НАС, ЧТОБЫ ДАРОВАТЬ НАМ ЖИЗНЬ, ВЛАДЫКА, КОТОРОМУ УГОДНА ЖИЗНЬ, И ЗАПИШИ НАС В КНИГУ ЖИЗНИ РАДИ СЕБЯ, БОГ ЖИЗНИ!

На слове "Благословен" сгибают колени, на "Ты" - наклоняются вперед,
на "Господь" - выпрямляются

[ТЫ] ВЛАДЫКА, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ, СПАСАЕТ И ЗАЩИЩАЕТ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ЗАЩИТНИК АВРАhАМА!

(2) "Могущество"

ТВОЕ МОГУЩЕСТВО ВЕЧНО, ГОСПОДЬ, ТЫ ВОЗВРАЩАЕШЬ МЕРТВЫХ К ЖИЗНИ, ТЫ — ВЕЛИКИЙ ИЗБАВИТЕЛЬ...

Летом (начиная с Песах и до Суккот) говорят:

ПОСЫЛАЮЩИЙ РОСУ...

Зимой (с окончания Суккот и до Песах) говорят:

ПОСЫЛАЮЩИЙ ВЕТЕР И ДАРУЮЩИЙ ДОЖДЬ...

ПИТАЮЩИЙ ПО ДОБРОТЕ СВОЕЙ ЖИВЫХ, ПО ВЕЛИКОМУ МИЛОСЕРДИЮ ВОЗВРАЩАЮЩИЙ МЕРТВЫХ К ЖИЗНИ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ПАДАЮЩИХ, И ИСЦЕЛЯЮЩИЙ БОЛЬНЫХ, И ОСВОБОЖДАЮЩИЙ УЗНИКОВ, И ИСПОЛНЯЮЩИЙ СВОЕ ОБЕЩАНИЕ [ВОЗВРАТИТЬ ЖИЗНЬ] ПОКОЯЩИМСЯ В ЗЕМЛЕ, — КТО ПОДОБЕН ТЕБЕ, ВСЕСИЛЬНЫЙ, И КТО СРАВНИТСЯ С ТОБОЙ, ВЛАДЫКА, КОТОРЫЙ УМЕРЩВЛЯЕТ, И ОЖИВЛЯЕТ, И ВЗРАЩИВАЕТ СПАСЕНИЕ!

В "десять дней раскаяния" говорят:

КТО ПОДОБЕН ТЕБЕ, МИЛОСЕРДНЫЙ ОТЕЦ, МИЛОСТИВО ВСПОМИНАЮЩИЙ О СВОИХ ТВОРЕНИЯХ, ДАРУЯ ИМ ЖИЗНЬ!

И ВЕРЕН ТЫ [СВОЕМУ ОБЕЩАНИЮ] ВОЗВРАТИТЬ МЕРТВЫМ ЖИЗНЬ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ВОЗВРАЩАЮЩИЙ МЕРТВЫХ К ЖИЗНИ!

(3) "Освящение Божественного Имени"

ТЫ СВЯТ, И СВЯТО ИМЯ ТВОЕ, И СВЯТЫЕ [АНГЕЛЫ] БУДУТ ВОСХВАЛЯТЬ ТЕБЯ ИЗО ДНЯ В ДЕНЬ, ВОВЕКИ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, *БОГ СВЯТОЙ!
(В "десять дней раскаяния" говорят: *ВЛАДЫКА СВЯТОЙ!)

"КДУША"

"При повторении хазаном молитвы "Шмонэ-эсрэ" здесь произносится "Кдуша":

ВОСПОЕМ МЫ СВЯТОСТЬ ТВОЮ И ПРЕВОЗНЕСЕМ ТЕБЯ ПОДОБНО ТОМУ, КАК [ВОСХВАЛЯЕТ ТЕБЯ] ХОР СВЯТЫХ СРАФИМ В СВОИХ БЛАГОЗВУЧНЫХ МОЛИТВАХ, ТРОЕКРАТНО ПРОВОЗГЛАШАЯ ТВОЮ СВЯТОСТЬ, КАК НАПИСАНО ПРОРОКОМ ТВОИМ: ОНИ ОБРАЩАЛИСЬ ДРУГ К ДРУГУ И ВОЗГЛАШАЛИ:
Община вместе с казаном:
"СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ ГОСПОДЬ ВОИНСТВ! ВСЯ ЗЕМЛЯ ПОЛНА СЛАВЫ ЕГО!"
Хазан:
ПОДОБНО ИМ, [ОФАНИМ И СВЯТЫЕ ХАЙОТ] ВОСХВАЛЯЮТ [ВСЕВЫШНЕГО] И ГОВОРЯТ:
Община вместе с казаном:
"ДА БУДЕТ БЛАГОСЛОВЕННА СЛАВА ГОСПОДА, ГДЕ БЫ ОНА НИ ОБИТАЛА!"
Хазан:
И В ТВОИХ СВЯТЫХ ПИСАНИЯХ СКАЗАНО ТАК:
Община вместе с казаном:
"ГОСПОДЬ БУДЕТ ЦАРСТВОВАТЬ ВЕЧНО; [БУДЕТ ЦАРСТВОВАТЬ] БОГ ТВОЙ, СИОН, ВО ВЕКИ ВЕКОВ; ВОСХВАЛИТЕ БОГА!"

(4) "Познание"

ТЫ ДАРУЕШЬ ЧЕЛОВЕКУ РАЗУМ И ОБУЧАЕШЬ СМЕРТНЫХ ПОНИМАНИЮ. УДЕЛИ ЖЕ НАМ ОТ СВОЕЙ МУДРОСТИ, ПОНИМАНИЯ И РАЗУМА. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ДАРУЮЩИЙ РАЗУМ!

(5) "Раскаяние"

ВОЗВРАТИ НАС, ОТЕЦ НАШ, К ТОРЕ ТВОЕЙ, И ПРИБЛИЗЬ НАС, ВЛАДЫКА, ЧТОБЫ МЫ СЛУЖИЛИ ТЕБЕ, И ВЕРНИ НАС, ИСКРЕННЕ РАСКАЯВШИХСЯ, ПРЕД ЛИЦО СВОЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ЖЕЛАЮЩИЙ [НАШЕГО] ВОЗВРАЩЕНИЯ!

(6) "Прощение"

(В день, когда говорят "Таханун", произнося слова "ИБО ГРЕШНЫ МЫ" и
"ИБО ПРЕСТУПНЫ МЫ", бьют себя кулаком в грудь напротив сердца.)
ПРОСТИ НАС, ОТЕЦ НАШ, ИБО ГРЕШНЫ МЫ; ПОМИЛУЙ НАС, ВЛАДЫКА НАШ, ИБО ПРЕСТУПНЫ МЫ; ВЕДЬ ТЫ — ДОБРЫЙ БОГ И ВСЕПРОЩАЮЩИЙ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, МИЛОСЕРДНЫЙ И ВСЕПРОЩАЮЩИЙ!

(7) "Спасение"

ВЗГЛЯНИ НА СТРАДАНИЯ НАШИ, И ЗАСТУПИСЬ ЗА НАС, И ОСВОБОДИ НАС В СКОРОМ ВРЕМЕНИ РАДИ ИМЕНИ СВОЕГО; ВЕДЬ ТЫ, БОГ, — ВЕЛИКИЙ ИЗБАВИТЕЛЬ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ИЗБАВИТЕЛЬ ИЗРАИЛЯ!

В дни общественных постов хазан говорит здесь:

ОТВЕТЬ НАМ, ГОСПОДЬ, ОТВЕТЬ НАМ В ДЕНЬ ПОСТА НАШЕГО, ПОТОМУ ЧТО МЫ В БОЛЬШОЙ БЕДЕ; НЕ СМОТРИ НА НАШИ ГРЕХИ; НЕ ОТВОРАЧИВАЙ СВОЕГО ЛИЦА ОТ ЖАЛОБ НАШИХ И СКЛОНИСЬ К НАШИМ МОЛЬБАМ; ПО ДОБРОТЕ СВОЕЙ УТЕШЬ НАС; ОТВЕТЬ НАМ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ МЫ ВОЗЗОВЕМ К ТЕБЕ. КАК СКАЗАНО: "И БУДЕТ: ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ВОЗЗОВУТ ОНИ, Я ОТВЕЧУ; ОНИ ЕЩЕ БУДУТ ГОВОРИТЬ, А Я УЖЕ ПРИМУ [ИХ МОЛИТВУ] ". ВЕДЬ ТЫ, ГОСПОДЬ, — ТОТ, КТО ОТВЕЧАЕТ [НА МОЛИТВУ] ВО ВРЕМЯ БЕДЫ; ТОТ, КТО ИЗБАВЛЯЕТ И СПАСАЕТ ВСЕГДА, [КОГДА ПРИХОДЯТ] БЕДСТВИЯ И СТРАДАНИЯ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, КОТОРЫЙ ОТВЕЧАЕТ НАРОДУ СВОЕМУ, ИЗРАИЛЮ, В ГОДИНУ БЕДСТВИЙ!

(8) "Исцеление"

ИСЦЕЛИ НАС, ГОСПОДЬ, И МЫ ИЗЛЕЧИМСЯ, СПАСАЙ НАС, И МЫ СПАСЕМСЯ, ВЕДЬ ТЫ — ГОРДОСТЬ НАША; И ПОШЛИ НАМ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ И ПОЛНОЕ ИЗЛЕЧЕНИЕ ОТ ВСЕХ НАШИХ НЕДУГОВ, ВЕДЬ ТЫ, ГОСПОДЬ, ВЛАДЫКА, — ЦЕЛИТЕЛЬ НАДЕЖНЫЙ И МИЛОСЕРДНЫЙ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ИСЦЕЛЯЮЩИЙ БОЛЬНЫХ В НАРОДЕ СВОЕМ, ИЗРАИЛЕ!

(9) "Благословенный год"

БЛАГОСЛОВИ для НАС, Господь, БОГ НАШ, этот ГОД И ВСЕ ВИДЫ УРОЖАЯ ЕГО НА БЛАГО, И ПОШЛИ
летом, начиная с Песах, говорят: БЛАГОСЛОВЕНИЕ,
зимой говорят: РОСУ И ДОЖДЬ ДЛЯ
БЛАГА [НАШЕГО] ) НА ЗЕМЛЮ, И НАСЫТЬ НАС ЩЕДРОТАМИ СВОИМИ; И БЛАГОСЛОВИ ЭТОТ ГОД НА БЛАГО НАМ, ПОДОБНО ХОРОШИМ ГОДАМ [В ПРОШЛОМ], ВЕДЬ ТЫ — ДОБРЫЙ БОГ, И ТВОРИШЬ ДОБРО, И БЛАГОСЛОВЛЯЕШЬ ГОДЫ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЙ ГОДЫ!

(10) "Собирание изгнанников"

ПРОТРУБИ В ВЕЛИКИЙ ШОФАР, [ВОЗВЕЩАЯ О] СВОБОДЕ НАШЕЙ; И ПОДНИМИ ЗНАМЯ, ПОД КОТОРЫМ СОБЕРЕТСЯ НАРОД НАШ, РАССЕЯННЫЙ ПО СВЕТУ; И СОБЕРИ НАС, ВСЕХ ВМЕСТЕ, С ЧЕТЫРЕХ СТОРОН СВЕТА В НАШЕЙ ЗЕМЛЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, СОБИРАЮЩИЙ РАЗБРОСАННЫЙ ПО СВЕТУ НАРОД СВОЙ, ИЗРАИЛЬ!

(11) "Восстановление правосудия"

СНОВА ПОСТАВЬ НАД НАМИ СУДЕЙ, КАК В ПРЕЖНИЕ ВРЕМЕНА, И НАСТАВНИКОВ, КАК БЫЛИ РАНЬШЕ; И ИЗБАВЬ НАС ОТ СКОРБИ И ПЕЧАЛИ; И САМ ЦАРСТВУЙ НАД НАМИ, ГОСПОДЬ, С ЛЮБОВЬЮ И МИЛОСЕРДИЕМ, СПРАВЕДЛИВО И ПРАВОСУДНО. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, *ВЛАДЫКА, ЛЮБЯЩИЙ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВОСУДИЕ!
(в "десять дней раскаяния" говорят: *ВЛАДЫКА ПРАВОСУДИЯ!)

(12) "Против изменников"

и ДА НЕ БУДЕТ НАДЕЖДЫ ДОНОСЧИКАМ; и ВСЕ ВЕРООТСТУПНИКИ, И ВСЕ ЗЛОДЕИ ПУСТЬ НЕМЕДЛЕННО СГИНУТ; И ВСЕ ВРАГИ НАРОДА ТВОЕГО ДА БУДУТ В СКОРОМ ВРЕМЕНИ ИСТРЕБЛЕНЫ; И ЦАРСТВО ЗЛА ПОСКОРЕЕ ИСКОРЕНИ, И СОКРУШИ, И СВЕРГНИ; И ПОКОРИ [ЕГО] В СКОРОМ ВРЕМЕНИ, В НАШИ ДНИ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, СОКРУШАЮЩИЙ НЕДРУГОВ И ПОБЕЖДАЮЩИЙ ЗЛОДЕЕВ!

(13) "Праведники"

НАД ПРАВЕДНИКАМИ, И НАД БЛАГОЧЕСТИВЫМИ, И НАД СТАРЕЙШИНАМИ НАРОДА ТВОЕГО, ДОМА ИЗРАИЛЯ, И НАД УЦЕЛЕВШИМИ ИЗ СОБРАНИЯ ЕГО МУДРЕЦОВ, И НАД ГЕРАМИ, И НАД НАМИ САМИМИ — СМИЛУЙСЯ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, И ВОЗНАГРАДИ ДОБРОМ ВСЕХ, КТО ИСКРЕННЕ ПОЛАГАЕТСЯ НА ИМЯ ТВОЕ. И ДАЙ НАМ УДЕЛ СРЕДИ НИХ, И НЕ ОПОЗОРИМСЯ ВОВЕК, ПОТОМУ ЧТО НА ТЕБЯ ПОЛАГАЛИСЬ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ОПОРА И НАДЕЖНАЯ ЗАЩИТА ПРАВЕДНИКОВ!

(14) "Восстановление Иерусалима"

И В ИЕРУСАЛИМ, ГОРОД ТВОЙ, ПО МИЛОСЕРДИЮ СВОЕМУ ВОЗВРАТИСЬ, И ОБИТАЙ В НЕМ, КАК ОБЕЩАЛ ТЫ; И ПРЕСТОЛ РАБА ТВОЕГО ДАВИДА ПОСКОРЕЕ В НЕМ УТВЕРДИ; И ОТСТРОЙ [ИЕРУСАЛИМ] В СКОРОМ ВРЕМЕНИ, В НАШИ ДНИ, НАВЕЧНО. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, СТРОИТЕЛЬ ИЕРУСАЛИМА!

(15) "Машиах, потомк Давида"

И РОСТОК ДОМА ДАВИДА, РАБА ТВОЕГО, ПОСКОРЕЕ ВЗРАСТИ И ВОЗВЫСЬ ЕГО ПОДДЕРЖКОЙ СВОЕЙ; ВЕДЬ МЫ НАДЕЕМСЯ ПОСТОЯННО, ЧТО ТЫ СПАСЕШЬ НАС. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ВЗРАЩИВАЮЩИЙ СПАСЕНИЕ!

(16) "Внемлющий молитве"

УСЛЫШЬ НАШ ГОЛОС, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ; МИЛОСЕРДНЫЙ ОТЕЦ, СМИЛУЙСЯ НАД НАМИ И ПРИМИ МИЛОСТИВО И БЛАГОСКЛОННО НАШУ МОЛИТВУ, ВЕДЬ ТЫ — БОГ, ВНИМАЮЩИЙ МОЛИТВАМ И МОЛЬБАМ; И НЕ ОСТАВЛЯЙ НАС БЕЗ ОТВЕТА, ВЛАДЫКА НАШ,
( в этом месте "Шмонэ-Эсре" желающий может вставить дополнительные просьбы к Богу)
ВЕДЬ ТЫ ВНИМАЕШЬ МОЛИТВАМ КАЖДОГО. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ВНИМАЮЩИЙ МОЛИТВЕ!

(17) "Служение в Храме"

ОТНЕСИСЬ БЛАГОСКЛОННО, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, К НАРОДУ СВОЕМУ, ИЗРАИЛЮ, И МОЛИТВУ ЕГО ПРИМИ, И ВОССТАНОВИ СЛУЖБУ В СВЯТАЯ СВЯТЫХ ХРАМА ТВОЕГО; И ЖЕРТВЫ, ПРИНОСИМЫЕ ИЗРАИЛЕМ, И МОЛИТВУ ЕГО ПРИМИ С ЛЮБОВЬЮ, БЛАГОСКЛОННО; И ПУСТЬ БУДЕТ ВСЕГДА ЖЕЛАННО ТЕБЕ СЛУЖЕНИЕ ИЗРАИЛЯ, НАРОДА ТВОЕГО.

В рош-ходеш и в холь-hамоэд говорят здесь

БОГ НАШ И БОГ ОТЦОВ НАШИХ! ДА ПОДНИМЕТСЯ, И ПРИДЕТ [К ТЕБЕ], и ДОСТИГНЕТ [ТВОЕГО СЛУХА], и БУДЕТ ЗАМЕЧЕНА, и БЛАГОСКЛОННОПРИНЯТА, И УСЛЫШАНА [ТОБОЮ МОЛИТВА НАША] , И ДА БУДУТ ВОЗОБНОВЛЕНЫ И ВОССТАНОВЛЕНЫ [ТОБОЮ] ПАМЯТЬ О НАС И ВНИМАНИЕ К НАМ; И ПАМЯТЬ Об ОТЦАХ НАШИХ, И ПАМЯТЬ О МАШИАХЕ, ПОТОМКЕ ДАВИДА, РАБА ТВОЕГО, ПАМЯТЬ О ИЕРУСАЛИМЕ, СВЯТОМ ГОРОДЕ ТВОЕМ, И ПАМЯТЬ ОБО ВСЕМ ТВОЕМ НАРОДЕ, ДОМЕ ИЗРАИЛЯ, — ДЛЯ СПАСЕНИЯ [НАШЕГО], ВО БЛАГО [НАМ], для ЛЮБВИ и милости, и для МИЛОСЕРДИЯ [к НАМ], и для БЛАГОПОЛУЧНОЙ жизни [НАШЕЙ] и МИРА [для НАС] — в этот ДЕНЬ...

рош-ходеш:

в холь-hамоэд Песах:

в холь-hамоэд Сукот:

...РОШ-ХОДЕШ.

...ПРАЗДНИКА МАЦОТ.

...ПРАЗДНИКА СУКОТ.

ВСПОМНИ НАС, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, К ДОБРУ В ЭТОТ ДЕНЬ; И ОТНЕСИСЬ К НАМ В ЭТОТ ДЕНЬ СО ВНИМАНИЕМ, БЛАГОСЛОВЛЯЯ НАС; И СПАСИ НАС В ЭТОТ ДЕНЬ ДЛЯ БЛАГОПОЛУЧНОЙ ЖИЗНИ; И ПО ОБЕЩАНИЮ [СВОЕМУ] СПАСТИ И ПОМИЛОВАТЬ [НАС] , ПОЖАЛЕЙ [НАС] и СМИЛУЙСЯ [НАД НАМИ] ; и БУДЬ СНИСХОДИТЕЛЕН К НАМ И СПАСИ НАС — ВЕДЬ НА ТЕБЯ УСТРЕМЛЕНЫ НАШИ ВЗОРЫ, ПОТОМУ ЧТО ТЫ, БОГ, — ВЛАДЫКА МИЛОСЕРДНЫЙ И МИЛУЮЩИЙ.

И ДА УВИДИМ МЫ СВОИМИ ГЛАЗАМИ, КАК ВЕРНЕШЬСЯ ТЫ, ПО МИЛОСЕРДИЮ СВОЕМУ, В СИОН. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ВОЗВРАЩАЮЩИЙ СВОЮ ШХИНУ В СИОН!

(18) "Благодарение"

В начале благословения при произнесении слов "Модим анахну лах"
("Благодарим мы Тебя") наклоняются вперед

БЛАГОДАРИМ МЫ ТЕБЯ ЗА ТО, ЧТО ТЫ, ГОСПОДЬ, — БОГ НАШ И БОГ ОТЦОВ НАШИХ ВО ВЕКИ ВЕКОВ. ТЫ — ОПЛОТ ЖИЗНИ НАШЕЙ, ЗАЩИТНИК, СПАСАЮЩИЙ НАС ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ. БУДЕМ БЛАГОДАРИТЬ ТЕБЯ И ПРОВОЗГЛАШАТЬ ТЕБЕ ХВАЛУ — ЗА ЖИЗНЬ НАШУ, ВВЕРЕННУЮ ТЕБЕ, ЗА ДУШИ НАШИ, ХРАНИМЫЕ ТОБОЙ, И ЗА ЧУДЕСА ТВОИ, КОТОРЫЕ ТЫ ПОСТОЯННО [СОВЕРШАЕШЬ] С НАМИ, И ЗА ТВОИ ЗНАМЕНИЯ И БЛАГОДЕЯНИЯ, КОТОРЫЕ ТЫ [ТВОРИШЬ] ВСЕГДА, ВЕЧЕРОМ, УТРОМ И ДНЕМ, — О, ДОБРЫЙ! — ПОТОМУ ЧТО МИЛОСТИ ТВОИ НЕСКОНЧАЕМЫ, — О, МИЛОСЕРДНЫЙ! — ПОТОМУ ЧТО БЛАГОДЕЯНИЯ ТВОИ НЕИСТОЩИМЫ; ВЕДЬ МЫ ОТ ВЕКА НАДЕЕМСЯ НА ТЕБЯ!

"МОДИМ ДЕРАБАНАН"

При повторении молитвы хазаном община говорит здесь следующую молитву.
Ее произносят стоя, слегка склонившись,

БЛАГОДАРИМ МЫ ТЕБЯ ЗА ТО, ЧТО ТЫ, ГОСПОДЬ, — БОГ НАШ И БОГ ОТЦОВ НАШИХ, БОГ ВСЕГО ЖИВОГО, СОЗДАТЕЛЬ НАШ, ТВОРЕЦ МИРОЗДАНИЯ; ПОДОБАЕТ БЛАГОСЛОВЛЯТЬ И СЛАВИТЬ ВЕЛИКОЕ И СВЯТОЕ ИМЯ ТВОЕ ЗА ТО, ЧТО ТЫ ДАЛ НАМ ЖИЗНЬ И ПОДДЕРЖИВАЕШЬ ЕЕ В НАС; И ТЫ ПРОДЛИШЬ ЕЕ И ПОДДЕРЖИШЬ, И СОБЕРЕШЬ НАС ИЗ ИЗГНАНИЯ ВО ДВОРАХ СВЯТИЛИЩА СВОЕГО, И ВЕРНЕМСЯ МЫ К ТЕБЕ, ЧТОБЫ СОБЛЮДАТЬ ТВОИ ЗАКОНЫ, И ИСПОЛНЯТЬ ВОЛЮ ТВОЮ, И СЛУЖИТЬ ТЕБЕ ВСЕМ СЕРДЦЕМ; И ПОТОМУ МЫ БЛАГОДАРИМ ТЕБЯ. БЛАГОСЛОВЕН БОГ, КОТОРОГО ПОДОБАЕТ БЛАГОДАРИТЬ !

В Хануку и в Пурим говорят здесь:

В Хануку:
И ЗА ЗНАМЕНИЯ, И ЗА ИЗБАВЛЕНИЕ, И ЗА МОГУЩЕСТВО [ТВОЕ], И ЗА СПАСЕНИЕ, И ЗА ЧУДЕСА, КОТОРЫЕ ТЫ ЯВИЛ ОТЦАМ НАШИМ В ТЕ ВРЕМЕНА, В ЭТИ ЖЕ ДНИ [ГОДА] — В ДНИ МАТИТЬЯГУ, СЫНА ЙОХАНАНА ХАШМОНАЯ, ПЕРВОСВЯЩЕННИКА, И ЕГО СЫНОВЕЙ, КОГДА ВЫСТУПИЛО ЗЛОДЕЙСКОЕ ЦАРСТВОЯВАН ПРОТИВ НАРОДА ТВОЕГО, СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, ЧТОБЫ ЗАСТАВИТЬ ИХ ЗАБЫТЬ ТВОЮ ТОРУ И НАРУШИТЬ ЗАКОНЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ВОЛЕЙ ТВОЕЙ; НО ТЫ, ПО ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ СВОЕЙ, СТОЯЛ ЗА НИХ, [СЫНОВ ИЗРАИЛЯ], КОГДА ОНИ БЫЛИ В БЕДЕ, ЗАСТУПАЛСЯ ЗА НИХ, БЫЛ СУДЬЕЙ В их СПОРЕ [с ВРАГАМИ] , мстил ЗА НИХ; ОТДАЛ СИЛЬНЫХ В РУКИ СЛАБЫХ, И МНОГОЧИСЛЕННЫХ В РУКИ НЕМНОГИХ, И НЕЧИСТЫХ В РУКИ ЧИСТЫХ, И ЗЛОДЕЕВ В РУКИ ПРАВЕДНИКОВ, И ЗЛОУМЫШЛЕННИКОВ В РУКИ ТЕХ, КТО ИЗУЧАЕТ ТОРУ ТВОЮ. И ПРОСЛАВИЛ ТЫ ИМЯ СВОЕ, ВЕЛИКОЕ И СВЯТОЕ, В МИРЕ ТВОЕМ, И НАРОДУ СВОЕМУ, ИЗРАИЛЮ, ДАРОВАЛ ВЕЛИКОЕ СПАСЕНИЕ И ИЗБАВЛЕНИЕ В ЭТОТ САМЫЙ ДЕНЬ. И ТОГДА ПРИШЛИ СЫНОВЬЯ ТВОИ В СВЯТАЯ СВЯТЫХ ХРАМА ТВОЕГО, И УБРАЛИ [ИДОЛОВ] ИЗ ТВОЕГО ДВОРЦА, И ОЧИСТИЛИ СВЯТИЛИЩЕ ТВОЕ. И ЗАЖГЛИ СВЕТИЛЬНИКИ ВОДВОРАХ СВЯТИЛИЩА ТВОЕГО. И УСТАНОВИЛИ ЭТИ ВОСЕМЬ ДНЕЙ ХАНУКИ, ЧТОБЫ ВОЗНОСИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ И ХВАЛУ ТВОЕМУ ВЕЛИКОМУ ИМЕНИ.

В Пурим:
...В ДНИ МОРДЕХАЯ И ЭСТЕР, В СТОЛИЧНОМ ГОРОДЕ ШУШАН, КОГДА ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ НИХ ЗЛОДЕЙ hАМАН, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ УНИЧТОЖИТЬ, УБИТЬ И ИСТРЕБИТЬ ВСЕХ ИУДЕЕВ, МОЛОДЫХ И СТАРЫХ, МЛАДЕНЦЕВ И ЖЕНЩИН, В ОДИН ДЕНЬ, ТРИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТОГО МЕСЯЦА, МЕСЯЦА АДАРА, — А ИМУЩЕСТВО ИХ РАЗГРАБИТЬ, — ТЫ, ПО ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ СВОЕЙ, РАЗРУШИЛ ЕГО КОЗНИ, И РАССТРОИЛ ЕГО ЗАМЫСЛЫ, И ОБРАТИЛ ИХ ПРОТИВ НЕГО САМОГО. И ПОВЕСИЛИ ЕГО ВМЕСТЕ С СЫНОВЬЯМИ НА ВИСЕЛИЦЕ.

И ЗА ВСЕ ЭТО ДА БУДЕТ БЛАГОСЛОВЛЕНО, И ДА ВОЗВЕЛИЧИТСЯ И ПРЕВОЗНЕСЕТСЯ ИМЯ ТВОЕ, ВЛАДЫКА НАШ, ВСЕГДА, ВО ВЕКИ ВЕКОВ!

В "десять дней раскаяния" говорят:

И ЗАПИШИ [В КНИГУ] БЛАГОПОЛУЧНОЙ ЖИЗНИ ВСЕХ, С КЕМ ТЫ ЗАКЛЮЧИЛ СОЮЗ.

На слове "Благословен" сгибают колени, на "Ты" - наклоняются вперед,
на "Господь" - выпрямляются

И ВСЕ ЖИВОЕ БУДЕТ ВЕЧНО БЛАГОДАРИТЬ ТЕБЯ И ВОСХВАЛЯТЬ ТВОЕ ВЕЛИКОЕ ИМЯ ВОВЕК, ИБО ТЫ ДОБР, ТЫ, БОГ, — НАШЕ СПАСЕНИЕ И НАША ОПОРА ВОВЕКИ, [ТЫ] ДОБРЫЙ БОГ! БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ; ДОБРЫЙ — ИМЯ ТЕБЕ, И ТЕБЯ ПОДОБАЕТ БЛАГОДАРИТЬ.

При повторении молитвы хазаном произносится благословление коhаним:

БОГ НАШ И БОГ ОТЦОВ НАШИХ! БЛАГОСЛОВИ НАС ТРОЙНЫМ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ, КОТОРОЕ ЗАПИСАЛ В ТОРЕ РАБ ТВОЙ МОШЕ И КОТОРОЕ ПРОИЗНОСИЛИ АhАРОН И СЫНОВЬЯ ЕГО, КОГАНИМ, — СВЯТОЕ ПЛЕМЯ ТВОЕ, КАК СКАЗАНО: "БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ ГОСПОДЬ И ОХРАНИТ ТЕБЯ.
(Община отвечает: АМЕН!)
Хазан продолжает:
И БУДЕТ БЛАГОСКЛОНЕН К ТЕБЕ ГОСПОДЬ, И ПОМИЛУЕТ ТЕБЯ.
(Община отвечает: АМЕН!)
Хазан продолжает:
БУДЕТ БЛАГОВОЛИТЬ К ТЕБЕ ГОСПОДЬ И ПОШЛЕТ ТЕБЕ МИР".
(Община отвечает: АМЕН!)

(19) "Благословение мира"

ДАРУЙ МИР, ДОБРО И БЛАГОСЛОВЕНИЕ, ЖИЗНЬ, МИЛОСТЬ, И ЛЮБОВЬ, И МИЛОСЕРДИЕ НАМ И ВСЕМУ ТВОЕМУ НАРОДУ, ИЗРАИЛЮ. БЛАГОСЛОВИ НАС, ВСЕХ ВМЕСТЕ, В БЛАГОСКЛОННОСТИ СВОЕЙ, ОТЕЦ НАШ, ИБО В БЛАГОСКЛОННОСТИ СВОЕЙ ТЫ ДАРОВАЛ НАМ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ЗАКОН ЖИЗНИ И БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ, И МИЛОСТЬ, И БЛАГОСЛОВЕНИЕ, И МИЛОСЕРДИЕ, И ЖИЗНЬ, И МИР. И ДА БУДЕТ УГОДНО ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЛЯТЬ НАРОД СВОЙ, ИЗРАИЛЬ, ВО ВСЕ ВРЕМЕНА И В КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ, ДАРУЯ ЕМУ МИР.

В "десять дней раскаяния" говорят:

И В КНИГЕ ЖИЗНИ, БЛАГОСЛОВЕНИЯ, И МИРА, И ПРОЦВЕТАНИЯ, СПАСЕНИЯ, И УТЕШЕНИЯ, И ДОБРЫХ ПРЕДНАЧЕРТАНИЙ — ДА БУДЕМ УПОМЯНУТЫ И ЗАПИСАНЫ ПРЕД ТОБОЮ МЫ И ВЕСЬ НАРОД ТВОЙ, ДОМ ИЗРАИЛЯ, НА ДОБРУЮ ЖИЗНЬ И НА МИР.

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЙ МИРОМ НАРОД СВОЙ, ИЗРАИЛЬ!

Завершение "Шмонэ-Эсре"

БОГ МОЙ! УБЕРЕГИ ЯЗЫК МОЙ ОТ ЗЛОСЛОВИЯ И УСТА МОИ ОТ ЛЖИВЫХ РЕЧЕЙ; И ПЕРЕД ТЕМИ, КТО ПРОКЛИНАЕТ МЕНЯ, ПУСТЬ ДУША МОЯ ХРАНИТ МОЛЧАНИЕ. И ПУСТЬ ДУША МОЯ ПОВЕРГАЕТСЯ В ПРАХ ПРЕД КАЖДЫМ. РАСКРОЙ МОЕ СЕРДЦЕ ДЛЯ ТОРЫ ТВОЕЙ, И ДА УСТРЕМИТСЯ МОЯ ДУША К ИСПОЛНЕНИЮ ТВОИХ ЗАПОВЕДЕЙ; И ПОСКОРЕЕ РАЗРУШЬ КОЗНИ И РАССТРОЙ ЗАМЫСЛЫ ВСЕХ ЗАДУМАВШИХ ПРОТИВ МЕНЯ НЕДОБРОЕ. СОВЕРШИ ЭТО РАДИ ИМЕНИ ТВОЕГО, СОВЕРШИ РАДИ ДЕСНИЦЫ ТВОЕЙ, СОВЕРШИ РАДИ СВЯТОСТИ ТВОЕЙ, РАДИ ТОРЫ ТВОЕЙ. РАДИ СПАСЕНИЯ ЛЮБИМЫХ ТОБОЮ ПРОСТРИ ДЕСНИЦУ ТВОЮ И ОТВЕТЬ МНЕ. ДА БУДУТ УГОДНЫ ТЕБЕ СЛОВА МОИХ УСТ И ПОМЫСЛЫ СЕРДЦА МОЕГО, О, ГОСПОДЬ, — МОЙ ОПЛОТ И ИЗБАВИТЕЛЬ!

Отступают назад на три небольших шага; кланяются влево, вправо и вперед

УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ МИР В ВЫСОТАХ СВОИХ, ОН ПОШЛЕТ МИР НАМ И ВСЕМУ ИЗРАИЛЮ. И СКАЖЕМ: АМЕН!

ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ И БОГ ОТЦОВ НАШИХ, ЧТОБЫ ВОЗВЕДЕН БЫЛ ХРАМ ВСКОРЕ, В НАШИ ДНИ, И ДАЙ НАМ УДЕЛ В ТОРЕ ТВОЕЙ. И ТАМ МЫ БУДЕМ СЛУЖИТЬ ТЕБЕ В ТРЕПЕТЕ, КАК В ДАВНИЕ ДНИ И КАК В ГОДЫ БЫЛЫЕ. И ДА БУДЕТ ПРИЯТНО ГОСПОДУ ПРИНОШЕНИЕ ИЕhУДЫ И ИЕРУСАЛИМА, КАК В ДАВНИЕ ДНИ И КАК В ГОДЫ БЫЛЫЕ.

1-3. (1-3) Первые три благословения

Благословения "Праотцы", "Могущество" и "Освящение Божественного Имени" составляют первую часть "Шмонэ-Эсрэ" и являются прославлением Бога, в соответствии с порядком еврейских молитв: сначала прославление — затем просьба и, в заверше-
ние, — благодарение.

Три первых благословения составляют единое целое, и их последовательность установлена в соответствии с Псалмом 29: "Воздайте Господу, сыны сильных [это первое благословение, "Праотцы"], воздайте Господу славу и могущество [второе
благословение — "Могущество"], воздайте Господу славу Имени Его [третье благословение — "Освящение Божественного Имени"]". Поэтому в том случае, если при чтении любого из них была допущена ошибка, следует вернуться к началу "Амиды"
~ в отличие от обычного правила, согласно которому в случае ошибки возвращаются к началу того благословения, в котором она была допущена.

(1) "Праотцы"

Молитву начинают с упоминания о Праотцах, заслуги которых всегда защищают нас, даже тогда, когда наших собственных заслуг недостаточно.

Поклоны при чтении "Амиды". В начале и в конце первого ("Праотцы"), а также в начале и в конце предпоследнего ("Благодарение") благословений делают "поклоны", т.е. сгибают колени, наклоняются вперед и затем выпрямляются. Во всех случаях следует выпрямляться до (или прямо во время) произнесения Божественного Имени, т.к. сказано в Псалме (146:7,8) "Господь распрямляет согбенных".

"БОГ АВРАhАМА, БОГ ИЦХАКА И БОГ ЯАКОВА".
Определение Всевышнего как "Бога Авраама, Ицхака и Яакова" восходит к Торе. Когда Бог явился Моисею, тот задал Ему вопрос: "Кто Ты?" — и получил ответ: "Бог ваших отцов, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова" (Исход 3:15).

"БОГ ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ И ГРОЗНЫЙ".
Цитата из речи Моше (Дварим 10:17): "Ибо Господь, Бог ваш, Он Бог богов и Владыка владык; Бог великий, могучий и грозный, Который не лицеприятствует и мзды не берет; Он творит суд...". Талмуд (Йома 69б) рассказывает, что пророк Иеремия (живший при разрушении Первого Храма) не смог повторить слова Моисея и сказал только "Бог великий и могучий" (Иеремия 32:18), ибо "Почему же Ты называешся грозным, если враги разрушают Твой Храм?". Даниэль, живший в вавилонском плену, не мог повторить слова "могучий", ибо "если еврейский народ в изгнании, то где же Твое могущество?" — и он сказал только "Бог великий и грозный" (Даниэль 9:4). Но пришли Мудрецы Великого Собрания и "вернули корону на прежнее место" и внесли в молитву слова "Бог великий, могучий и грозный". Ибо верим мы, что даже если сейчас все эти качества не проявляются явно, они неизменны и будут проявлены в будущем.

"РАДИ ИМЕНИ СВОЕГО".
Хотя наших заслуг и даже заслуг наших праотцев недостаточно для спасения, еврейский народ все же будет спасен ради Имени Всевышнего, чтобы все народы увидели, что Он правит миром и выполняет Свои обещания. Униженное положение народа Израиля как бы унижает Самого Всевышнего; когда же к Израилю приходит спасение — Имя Бога освящается в глазах народов.

Вставка на Десять дней раскаяния".
В течение "Десяти дней раскаяния", т. е. от Рош па-Шана до Йом Кипура, в "Амиду" вставляют четыре особые вставки: в первое ("Праотцы"), второе ("Могущество"), предпоследнее ("Благодарение") и в последнее ("Мир") благословения. Эти вставки призваны усилить ощущение раскаяния в дни Суда, когда Бог "вспоминает о нас" (т.е. усиливается Его связь с нами); и "Записывает нас в Книгу Жизни". Все эти вставки были включены в "Амиду" в эпоху Гаонов (7-9 век н. э.), т. е. уже после ее составления. Если молящийся пропустил по ошибке какую-то из этих вставок и завершил благословение, то повторять его не надо. Если благословение еще не завершено, т. е. еще не произнесено Имя Бога в конце благословения, то возвращаются и исправляют ошибку.

Кроме этих вставок, в "Десять дней раскаяния" дважды изменяются формулы завершения благословений: в 3-м ("Освящение Божественного Имени") и в 11-м ("Восстановление правосудия") благословениях.