Автор: Ирина Павлова Категория: Раввины
Дата публикации Просмотров: 2448
Печать

2009-06-10 091640С 1551 года беларуские евреи получили право избирать раввинов. В 1578 г. в Гродно была построена каменная синагога. Кроме нее, в Гродно имелось еще несколько синагог и иешива. Местные раввины известны тем, что написали книги, которые до сих пор изучаются евреями во всем мире. Первая книга, изданная на иврите в Литве, была отпечатана в Гродно в 1788 г.

 

 

Раввином в Гродно. в 1572—88 был Яффе Мордехай бен Аврахам (1533, Прага — 1612, Познань)
Раввин Юда сменил Яффе Мордехая бен Аврахама
Раввин Ефраим Залман бен Нафтали Хирш Шор (автор Tevuot Shor) сменил раввина Юду,
известный раввин Натан Шпиро I
Натан-Ната Шапира, раввин города Гродно, умер там же в 1577 г. — автор коммента-риев к Раши и к Пятикнижию (который был автором НОСО Шеарим (1575) и Имре Шефер (1597)).
В 1634-38 годах раввинами были Ицхак Эйзик Кац и Иехошуа Хешель Шариф, Yehoshu'a Heshel (1578-1648), halakhist и раввин. Родился в Вильно, Yehoshu'a Heshel из Кракова служил раввином в Гродно, Tiktin, Перемышль и Львов между 1634 и 1639. В 1640 году он заменил Натан Шапира в течение 12 месяцев, как глава иешивы в Кра-кове, он тогда служил в этой роли на общественных началах.
Раввин Аврахам бен Меер Халеви Эпштейн с 1616 по 1644 годы;
Раввин Иехошуа Хешиль бен Йосеф Хариф (родился в Вильне около 1580 года, умер в Кракове в 1648 году). Автор книг Мегиней Шломо и Пней Иехошуа;
Одновременно с ним и некоторое время после него раввин Ицхак-Исаак бен Аврахам Кац ( умер в 1643 году в Гродно) в сер. 18 в. — Арье-Лейб Эпштейн (1708, Гродно — 1775, Кенигсберг), затем его сын Авром-Меир Эпштейн (1722, Гродно — 1772).
В 18 в. в Гродно жил известный раввин и каббалист Зискинд (Александр) бен Моше (умер в 1794 г.).
Духовными лидерами после Хмельницкого погрома 1648 года были раввин Ионах бен Иешаяху Теомим (родился в 1596 году в Праге, умер в 1669 году в Меце), автор Кикаён деИонах;
Раввин Моше, сын раввина Натана Шапира из Гродно (умер в 1665 году);
Раввин Ицхак бен Аврахам («Раввин Ицхак Великий»), которому принадлежала огромное собрание книг и древних рукописей;
Раввин Мордехай Зюскинд бен Моше Ротенбургский (Гессе, Германия), один из наиболее авторитетных раввинов своего поколения и автор труда Ответы, который служил с 1681 года по 1683 год.
Последним, кто носил титул раввина Гродно был раввин Биньямин Брауде (умер в 1818) году.
Диспуты по поводу того, кто станет раввином после смерти раввина Брауде привели к отмене этого поста в Гродно и назначению даяним (религиозных судей). Религиозные власти, проживавшие в Гродно, включали каббалиста и моралиста Александра Зюскинда, автора "Есод вешореш а-авойда" и Заваах.
Ещё одним широкоизвестным великим учёным 19 века был раввин Наум бен Узиель («раввин Наумке»), который из чувства скромности от занятия должностей.
В Гродно похоронен раввин Александр Зискинд, умерший в 5554 году. Он написал знаменитую книгу "Есод вешореш а-авойда". У Зискинда было много учеников и по-следователей. В 1990-х на его могиле установили памятник. Перед смертью он завещал на расстоянии 100 метров от своей могилы не хоронить никого, только праведников. Там всегда было пустое место. По этому признаку наши то место, где он похоронен».
В конце XVIII – начале XIX века раввином был Танхум Бен Элиэзер (1746—1819, Гродна).
Танхум бен-Элиезер (ר׳ תנחום מאורלי‎) — выдающийся талмудист, сын p. Элиезера, раввина в Гродне, род. в 1746 г., ум. в Гродне в 1819 г., состоял раввином в Гродне; оставил после себя много трудов по талмудической науке и каббале, под заглавием «Nechamot Zijon». Его подпись значится на протоколе об избрании в 1817 г. в Вильне «депутатов евр. народа». Сын его, р. Иссахар-Бер, состоял раввином в Вильне.
В 30-х годах XIX века раввином Гродно был Йошуа Гешель Ашкенази (Joszua Heszel Aszkenazy) (1853-1867 гг.) Похоронен на новом кладбище в Люблине.
Ашкенази, Йошуа Гешель бен-Мешуллам — русский раввин 19 в.; ум. 10 февраля 1867 года. С 1852 года по день смерти он был раввином в Люблине. Община многим обязана Иошуе Α., неустанно трудившемуся на пользу ее духовного и материального благосостояния. Дом его постоянно был открыт для всех нуждающихся. Благодаря филантропической деятельности А. пользовался большим уважением и y своих христианских сограждан. А. был удостоен звания почетного гражданина. Он оставил 10 сочинений по вопросам галахи и агады, которые сделались жертвой пожара в Гродно. Некоторые его респонсы помещены y Беруша А. в его «Noda ba-Schearim».
Йошуа Гешель Ашкенази (Joszua Heszel Aszkenazy) – люблинский раввин в 1853-1867 гг. Сын раввина Мешуллама Залмана Ашкенази. До прибытия в Люблин исполнял кое-какие раввинские функции в Дубне на Волыни, а также был официально действующим раввином в Гродно в Беларуси. Выдающийся талмудист и при этом духовный, моральный и политический лидер люблинских евреев. В период 1861-1862 гг., вслед за варшавским надраввином Дов-Бра Майзельсом, Йошуа Гешель Ашкенази поддержал патриотические манифестации в Царстве Польском, однако в моменте начала Январского восстания отрёкся от его последствий и даже их осудил, призывая своих единоверцев оставаться лояльными по отношению к российским властям. За это он был награждён царской медалью. Йошуа Гешель Ашкенази умер в Люблине в 1867 г. и был похоронен на Новом еврейском кладбище. О нём помнят как и выдающемся талмудисте и еврейском ходатае – штадлане. Йошуа Гешель Ашкенази был дедом известного польско-еврейского историка Шимона Ашкенази (Szymon Aszkenazy). Его надгробный камень не сохранился.

Раввин Илия бен Вениамин Шик (1809–1876): Встретившись однажды в Гродно с од-ним из богачей и главных руководителей города Волковыска, где отдавали рекрутов не только за очередной, но и за следующий годы, он категорически потребовал от него, чтобы злоупотребления и ловля беззащитных детей были немедленно прекращены. В ответ на отказ этого очень богатого и влиятельного человека, раввин угостил его двумя звонкими пощечинами. Заправила, пользуясь своими связями, довел дело до сведения губернатора, и раввин был посажен в тюрьму. Популярность раввина и ропот населения заставили, однако, главаря волковыской общины хлопотать об освобождении своего оскорбителя
В немногочисленных случаях во главе выступлений, направленных против кагальных чиновников, а фактически против рекрутчины, стояли раввины. Тот же гродненский раввин Илия Шик в 1853 году осудил руководителей общины за поимку и насиль-ственное удержание евреев, отдаваемых в рекруты и
призвал всех взбунтоваться против глав общины и не оставить от здания кагала камня на камне. <...> С топором в руках он бежал во главе толпы бунтарей, тоже вооружен-ных топорами; прежде чем их успели остановить, они сломали железные засовы на дверях здания кагала и освободили троих заключенных
С 1856 года раввинами в Гродно были Моисей Аврамович Коткинд (обшествен-ный раввин) и
Иона Герасимович Герштейн,
Учёными евреями Григорий Леонтьевич Шклявер (с 1860) и Шефтель Иосифо-вич Клячко (с 1888) Все они принадлежали к новому поколению еврейской духовной элиты, были выпускниками Виленского раввинского училища, о котором вследствие его неприкрыто русификаторского духа в народе зло говорили, что оно воспитывает скорее попов, чем раввинов.
С 1867 раввином в Гродно был Зорух Дишкин (1824—?),
в конце 1870-х годов – Нохум Каплан, с 1880 — Авром Гелборт (1852—?).
В 1896-97 годах казенным раввином Гродно был Ш. Х. Левин.
В нач. 1910-х гг. раввином Гродно был Мовша-Иегуда Рабинович (?—1914),
с 1915 — Исаак Осипович Гальперн.
В 1916 иешиву в Гродно возглавлял И.Ш.Каганман
Раввином Гродно в 1921-24 годах был И.-И. Унтерман.
Иешиву в Гродно в 1920—30-х гг. возглавлял Шимон-Иегуда Шкоп (1860—1940).
Шимон Шкоп (1860—1940) был раввином в Занеманском форштадте Гродно, а когда в 1920 году гродненская иешива «Шаар ха-Тора» осталась без главы, рав-вин Шимон-Иегуда Шкоп занял его место, не требуя за это оплаты и возглавлял ее в 1920-30-х годах.
В Гродно жил Шимон Шкоп, создавший новый путь понимания Талмуда. Когда-то он был раввином Брянска, после Первой мировой войны имел свою ешиву. Но потом его направили сюда – раввином в Занеманском форштадте. Когда ешива "Шаарей А-Тора", которая находилась в центре Гродно, осталась без главы, он стал рош-ешива. однако потом рав Шимон сказал, что не может быть раввином и главой ешивы одно-временно, и остался только рош-ешивой. Эта ешива стала знаменитой – даже в Израиле сейчас есть "гродненская ешива", где изучают "ХУМАШ", "ТАНАХ"... Когда Шимон Шкоп умер, городские евреи хотели похоронить его на кладбище в центре, а евреи из форштадта – здесь. Слава Б-гу, похоронили здесь...»

В настоящее время раввином и эмиссаром Хабада является  Ицхак Кофман.

>>>   HomeРаввиныРаввины Гродно